Подсчитан вклад государств и корпораций в загрязнение атмосферы
Всего 90 компаний мира, среди них российские <Газпром>, ЛУКОЙЛ и <Роснефть>, ответственны за две трети всех выбросов промышленного СО2 и метана в мире в период с 1751 по 2010 год. В историческом рейтинге стран, если учитывать вклад лишь госсектора, лидирует по совокупным выбросам от сжигания нефти,газа и угля бывший СССР. Дискуссия об исторической ответственности стран за изменения климата становится все более актуальной в свете активных обсуждений их вклада в климатическое финансирование, в том числе на уровне ООН.
В числе главных виновников выбросов парниковых газов за последние 260 лет оказались прежде всего частные и государственные нефтегазовые компании, в том числе американские Chevron (3,52% от совокупных выбросов),ExxonMobil (3,22%), ConocoPhiilips (1,16%), британская BP (2,47%), китайская PetroChina(0,73%), голландская Royal Dutch/Shell (2,12%), а также компания из Саудовской Аравии Saudi Aramco (3,17%). Российский <Газпром> ответственен за 2,22% совокупных выбросов, ЛУКОЙЛ - за 0,27%, бывший ЮКОС - за 0,20%, <Роснефть> - за 0,19%.
При этом, если из глобальных выбросов за все прошедшее время исключить вклад частных компаний, то в страновом рейтинге абсолютным лидером по совокупным выбросам СО2 и метана оказался бывший СССР: на него пришлось 8,94% выбросов в первую очередь благодаря угольной и нефтегазовой отрасли. На втором месте Китай с 8,56%, где наибольший вклад в выбросы внесла угольная и цементная отрасли. США в страновые лидеры не попали, так как большая часть выбросов СО2 и метана в стране генерируется частным сектором.
Как механизм компенсации ущерба от изменений климата остался без денег
Продлив почти на двое суток работу конференции ООН по климату в Варшаве в октябре, делегаты все-таки утвердили ряд важных решений, в том числе о создании механизма покрытия убытков от климатических изменений. Но, вопреки протестам развивающихся стран, без конкретных финансовых обязательств.
Исследование крупнейших загрязнителей климата выбросами СО2 и метана в мире за последние 260 лет, подготовленное Ричардом Хеде из американского исследовательского центра Climate Mitigation Service при поддержке экологических организаций Climate Justice, <Друзья Земли>, Greenpeace International и Union of Concerned Scientists, было опубликовано в ноябре в научном рецензируемом издании Climatic Change.
Исследователь потратил восемь лет на анализ статистических данных о выбросах, полученных из открытых источников, а также из Центра информации и анализа диоксида углерода Государственного департамента США. Он принимал во внимание также слияния, поглощения, изменения собственности в компаниях,происшедшие за последние века, чтобы избежать двойного учета.
Ключевой вывод исследования: всего 90 компаний в мире ответственны за 63% накопленных глобальных выбросов СО2 и метана в период с 1751 по 2010 год,из них большая часть (83 компании) работали или работают в топливном секторе. При этом треть глобальных эмиссий была произведена всего 20 крупнейшими частными и государственными компаниями, в списке которых <Газпром> занимает пятое место. <Когда мы начинаем считать эмиссии не по странам, а по двум десяткам крупнейших компаний, наша оценка выбросов парниковых газов начинает меняться - так, вместо 7 млрд человек и 200 стран на передний план выходят несколько десятков конкретных институтов, главы которых вполне могли бы уместиться в один автобус>,- говорит автор исследования.
Почему Евросоюз хочет денег за воздух
Несмотря на противодействие Международной организации гражданской авиации (ICAO), Брюссель в октябре настаивал на том, чтобы все авиакомпании уже с 1 января 2014 года начали платить за выбросы парниковых газов при полетах над Евросоюзом. Минтранс уверяет, что на российские авиакомпании эти требования не распространяются
Примечательно, что выход исследования совпал по времени с конференцией ООН по климату, проходившей с 11 по 22 ноября в Варшаве, где одним из главных обсуждавшихся вопросов стала проблема исторического вклада стран в глобальное изменение климата (с таким предложением выступила Бразилия). Вопрос измерения <климатической вины> стран становится все более актуальным с ростом программ климатического финансирования, подразумевающего прежде всего помощь развитых стран развивающимся. Климатическое финансирование включается и в официальную помощь в целях развития (ОПР). Напомним, в целом ряде международных соглашений (начиная с 1970 года) развитые страны взяли на себя обязательства довести уровень помощи в целях развития до 0,7% ВВП - пока этот показатель выполнили только скандинавские страны. В среднем показатель по развитым странам - 0,3% ВВП, у США - 0,25% ВВП. Крупнейшими плательщиками ОПР в абсолютном выражении за 2010-2011 годы стали Япония, Испания и Германия.
Россия является добровольным плательщиком ОПР, платя 0,18% ВВП (с перспективой выхода на 0,25% в ближайшие годы) развивающимся странам (прежде всего ряду бывших стран СССР, Кубе и Вьетнаму), поддерживая программы улучшения здоровья населения, снижения детской смертности и т. д., а также внося платежи в международные организации, такие, как ПРООН, ЮНЕСКО, программа ООН по окружающей среде. В группе стран со сравнимым подушевым доходом РФ является единственной страной, взявшей на себя подобные обязательства - как полагают эксперты, прежде всего из соображений международного престижа.
Кто протестовал на переговорах ООН по климату в Варшаве Китай и США стали новыми мировыми лидерами в области международной климатической политики, обогнав Евросоюз - таковы выводы исследования,представляемого в октябре на конференции ООН по климату в Варшаве. Российскую климатическую политику, несмотря на принятые меры поддержки развития возобновляемой энергетики и установление внутренней цели сокращения выбросов парниковых газов к 2020 году, международные эксперты оценивают по-прежнему довольно невысоко.
Как регулированию выбросов парниковых газов в России был дан зеленый свет
После года согласований президент Владимир Путин в октябре подписал указ, которым для российской экономики установлена цель выбрасывать к 2020 году <не более> 75% парниковых газов от уровня 1990 года. Через полгода эта цель должна трансформироваться в план конкретных мероприятий и показатели сокращения эмиссии по секторам экономики. Подписание указа увеличивает вероятность появления в России углеродного регулирования и рынка торговли правами на выбросы.
Ангелина Давыдова, 28.11.2013, http://www.kommersant.ru/doc/2354799