Россия и КНР вчера подписали документы об организации долгосрочных поставок нефти в Китай, сообщил вице-премьер Игорь Сечин, которого цитирует "Интерфакс". "Россия в течение 20 лет будет поставлять в Китай ежегодно 15 млн тонн нефти на условиях кредитования, которые устраивают обе стороны",— добавил вице-премьер. В тот же день глава "Роснефти" Сергей Богданчиков и президент "Транснефти" Николай Токарев подписали с Банком развития Китая соглашение о привлечении кредита на общую сумму $25 млрд. Нефтекомпания получит $15 млрд, "Транснефть" — $10 млрд. Ставка кредита (тоже сроком на 20 лет) рассчитана по схеме, учитывающей "несколько параметров", однако она не будет превышать 5% годовых, уверяют два источника "Ъ", знакомые с достигнутыми договоренностями. По данным китайского информагентства "Синьхуа", ставка составит 5,5-6% годовых. "Условия кредита для обеих компаний идентичны",— говорят собеседники "Ъ". В "Роснефти" и "Транснефти" эти условия не комментируют.
Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере Россия и Китай подписали еще осенью (см. "Ъ" от 29 октября 2008 года). Предполагалось, что первые деньги компании получат уже до конца 2008 года, однако стороны никак не могли договориться об условиях кредитования: Россия настаивала на фиксированной ставке, Китай — на плавающей на базе LIBOR. CNPC согласилась закупать у "Роснефти" нефть по цене, уравненной с будущей ценой в порту Козьмино — конечной точке нефтепровода ВСТО, рассказывали еще в прошлом году источники "Ъ".
Даже если ставка по кредиту превысит 5%, она все равно остается привлекательной, говорят эксперты (на прошлой неделе Газпромбанк выдал ЛУКОЙЛу ?1 млрд на три года под 8% годовых). "Но ставка даже не главное. Ведь даже до кризиса рынка 20-летних кредитов для развивающихся рынков практически не существовало",— отмечает экономист НБ "Траст" Евгений Надоршин. Помимо ставок были и другие сложности, отмечает источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров. "Роснефть" смогла гарантировать поставки только после того, как правительство обещало обнулить ставки экспортных пошли для Восточной Сибири, где будет добываться нефть, предназначенная для Китая.
"Роснефть" уже поставляет нефть в Китай, но пока по железной дороге. Пятилетний контракт на поставку 48,4 млн тонн нефти компания заключила с китайской CNPC в начале 2005 года, получив за это кредит в размере $6 млрд, который требовался "Роснефти" для приобретения активов у ЮКОСа.
В рамках нового соглашения нефть будет поставляться в КНР по строящемуся трубопроводу Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО), который должен заработать в декабре. Конечной точкой трубы (она начинается в Тайшете, Иркутская область) станет пункт Сковородино в Амурской области. Мощность трубопровода на первоначальном этапе — 30 млн тонн в год, в дальнейшем предполагается ее увеличение. По ВСТО из Сковородино нефть может поставляться либо в тихоокеанский порт Козьмино по железной дороге, либо по специальному 70-километровому ответвлению до границы с Китаем. Строительство ответвления начнется до середины 2009 года, рассказал вчера вице-президент "Транснефти" Михаил Барков (соответствующее соглашение компания подписала с CNPC вчера). Предполагаемая дата завершения прокладки трубы — начало 2010 года, ее мощность — 15 млн тонн в год. Китай за счет собственных средств построит до границы с Россией 980 км трубопровода от Дацина.
Полученные в 2009 году от китайцев деньги "Роснефть" использует для рефинансирования своей задолженности, говорит источник "Ъ", знакомый с планами компании. По его данным, в 2009 году ей предстоит выплатить около $8 млрд, из которых около $6 млрд будет приходиться на китайские деньги, а остальное — на собственные средства. Еще около $8 млрд "Роснефть" планирует потратить в этом году на свою инвестпрограмму.
"Транснефть" направит привлеченные средства на строительство ответвления от ВСТО на Китай, говорят в транспортной компании. Николай Токарев в январе оценивал необходимую сумму в 10 млрд руб. ($285 млн). Общий объем инвестпрограммы компании на 2009 год — 217 млрд руб. (около $6,2 млрд), в начале года она планировала разместить для выполнения этих планов облигации на 135 млрд руб. (около $3,8 млрд). Откажется ли компания от этой идеи, вчера в "Транснефти" обсуждать отказались. В следующем году она планировала начать строительство ВСТО-2 — отрезка от Сковородино до Козьмино (ВСТО-1 обошелся в 390 млрд руб.).
Договоренности, достигнутые с Китаем, позволят российскому правительству направить средства на поддержку других отраслей, говорит аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров, поскольку "Роснефть" и "Транснефть" смогли решить вопрос с рефинансированием кредитов и финансированием инвестпрограмм. А Китай снизит зависимость от поставок нефти из Персидского залива, на долю которых сейчас приходится около 80% нефтяного импорта, отмечает эксперт.
Денис Ъ-Ребров
Газета «Коммерсантъ» № 29(4084) от 18.02.2009
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1122545