18 июня т.г. в парламенте республики состоялся «Правительственный час», на котором народные депутаты и приглашенные обсудили ход реализации Государственной программы «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы». Председательствовал куратор по экологическим вопросам - вице-спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Андрей Кривошапкин.
В работе "правительственного часа" приняли участие первый вице-спикер парламента республики Елена Алексеева, народные депутаты Республики Саха (Якутия), руководящие и ответственные работники министерств и ведомств, представители научных институтов и общественность. Сразу отметим, что наука и общественность (наша организация, Общественный экоцентр, комитет "Вилюй") были приглашены только как слушатели, ведь приоритет для участия в дискуссии был у парламентариев (которых было весьма немного). Тем не менее, при более продуктивном подходе можно было бы найти время для того, чтобы вопросы и предложения задали все желающие из приглашенных. Поэтому появившиеся у нас вопросы мы будем вынуждены запрашивать уже в письменной форме.
С докладом «Основные итоги реализации Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» выступил министр охраны природы республики Владимир Григорьев.
Но в разрез (или в дополнение)к заявленному отчетному периоду Программы министр повел речь о реализации мероприятий начиная с 2007 г. Что, конечно, добавило разной информации в его доклад.
По данным Госдоклада о состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации за 2011г. республика занимает 5 место в стране по доле проверенных объектов, подлежащих государственному региональному надзору. Только за 2012 г. проведено свыше 4100 контрольно-надзорных мероприятий, что на 8,5% выше показателей предыдущего года и на 30,3% выше показателей 2010г.
Владимир Григорьев особо отметил работу по экологическому сопровождению крупных промышленных проектов, реализуемых на территории республики: освоение Талаканского и Эльгинского месторождений, строительство ВСТО и др.
По словам министра, рейдовые проверки территорий при реализации крупных проектов совмещаются с мероприятиями экологического мониторинга. В 2012 году впервые организованы вылеты на вертолете Ми-8 для проведения рейдовых и мониторинговых мероприятий с привлечением специалистов госучреждений, научных институтов республики. Проверкой охвачены территории Южной Якутии - зоны деятельности угольного комплекса, золоторудных месторождений, участки горных работ в Олекминском улусе, территории предприятий золотодобывающей отрасли в Усть-Майском районе. Также благодаря оснащению ГБУ «РИАЦЭМ» высокопроходимой передвижной лабораторией проведены рейдовые и мониторинговые мероприятия на территории деятельности золотодобывающих предприятий в Оймяконском районе.В результате этих надзорных мероприятий предотвращенный ущерб водным объектам составил более 60 млн. рублей. Указанные аспекты, скорее всего, позволили министру сделать ремарку, что "по ВСТО мы обеспечили экологическое сопровождение проекта". Мы согласны с этим, но тут нужно с ясностью понимать, что до сих пор, как это и было озвучено на коллегии Министерства в сентябре 2012 г. с участием "Востокнефтепровод", отсутствует составляющего такого мониторинга как изучение за изменением животного мира и флоры.
Далее В.А. Григорьев в своем выступлении подробно остановился на реализации госпрограммы в области обеспечения радиационной безопасности, информационной открытости, доступа к социально значимой экологической информации, развития системы экологического образования и просвещения, особо охраняемых природных территорий, водных биологических ресурсов, зарыбления водоемов республики и др.
Среди основных проблем, с которым сегодня сталкивается министерство при реализации программы, министр отметил несовершенство федерального законодательства, в частности отсутствие законов по экологическому аудиту и экологическому страхованию. Это, по его словам, значительно тормозит природоохранную деятельность.
«Мы уже практически разработали подобные законопроекты в Якутии, как и закон о нефтезагрязнениях, но оказалось, что принятие таких законопроектов — прерогатива Государственной думы РФ. Поэтому я выступаю с предложением инициировать принятие такого закона на федеральном уровне», - обратился он к депутатскому корпусу.
Кроме этого, следует отметить, что несмотря на проводимые министерством контрольно-надзорные мероприятия, имеются определенные локальные загрязнения и нарушения природоохранного законодательства в зоне воздействия горнодобывающих предприятий. Тут бы нам хотелось бы услышать более конкретно по целевым индикаторам программы, среди которых есть такой "уменьшение объемы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников". Но, как мы отметили, доклад министра был построен несколько иначе.
Затем по регламенту проведения «Правительственного часа», министр ответил на многочисленные вопросы народных депутатов Якутии. Депутатов интересовали вопросы экологического состояния Вилюйской группы улусов, перспективы Чернышевского рыбного завода, расходы на охрану границ особо охраняемых природных территорий, сотрудничество геологоразведочных бригад с местным населением и др.
Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Афанасий Софронеев выступил с мнением о необходимости увеличения финансирования природоохранных мероприятий по госпрограмме (на которую идет всего 578 млн рублей, тогда как в другие отрасли закладываются миллиарды рублей), предусмотреть в лицензионных соглашениях с крупными предприятиями пункт о создании Фонда охраны окружающей среды.
В заключении при подведении итогов «правительственного часа» высказано мнение, что проведена Министерством охраны природы республики большая работа и впредь предстоит совместными усилиями решать еще больше важных задач в области охраны окружающей среды.
Источник: сайт Министерства охраны природы РС (Я), соб. инфо