«Сегодня гидроэнергетика переживает в нашей стране ренессанс, в связи с чем возникают опасения, в том числе касающиеся российско-китайского сотрудничества… Пока сибирские и дальневосточные реки намного благополучнее рек европейской части России, но тенденции опасные», — заявил руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Книжников на VII Международной конференции «Реки Сибири и Дальнего Востока», прошедшей в Хабаровске. В поле внимания ее участников попали уже строящиеся или запланированные ГЭС на реках бассейна Амура. Прежде всего — Транссибирская ГЭС на Шилке.
В прошлом году компания «ЕвроСибЭнерго», входящая в группу En+ Олега Дерипаски, сообщила о создании с китайской госкомпанией China Yangtze Power совместного предприятия YES Energy для строительства электростанций в Сибири и на Дальнем Востоке. Тогда же стало известно о проекте Транссибирской ГЭС мощностью до 900 МВт на реке Шилке в Забайкалье возле Могочи — между Транссибом и китайской границей. Экологи выступили резко против. Шилка — основной исток Амура (особенно теперь, когда китайцы отвели для своих нужд часть воды из второго истока — Аргуни). Появление ГЭС приведет к затоплению населенных пунктов, сельхозугодий, лесов, нарушит гидрологический режим, снизит рыбопродуктивность Амура. Весной гендиректор En+ Артем Волынец объявил о том, что до завершения совместного комплексного исследования возможных последствий проектирование Транссибирской ГЭС приостановлено. В развитие диалога представители En+ прибыли на хабаровскую конференцию. Она оказалась интересна уже тем, что экологи с энергетиками сошлись не то что на одном гектаре, но за одним столом. И еще тем, что выступления затрагивали не только Сибирь с Дальним Востоком и сопредельными территориями Китая и Монголии, но даже Поволжье, откуда тоже прибыли гости. Воистину «слышен на Волге голос Янцзы».
— Мы заинтересованы в гармонии как с окружающей средой, так и с общественными организациями, — заявил управляющий директор по энергетике En+ Group Александр Сергеев. — Подписав соглашение с WWF, мы открыли новый этап отношений между бизнесом и экологическим сообществом. Мы предложили проводить консультации еще до начала реализации крупных проектов — на этапе стратегической оценки.
Алексей Книжников из WWF признает, что En+ продемонстрировала «современный и ответственный подход при принятии решений по новым ГЭС в Амурском бассейне», однако указывает: «Другое подразделение En+, компания «Русал», в рамках совместного предприятия с РусГидро реализует на Ангаре проект Богучанской ГЭС, который не только не соответствует международным стандартам, но и нарушает российское законодательство. По БоГЭС гидростроители отказались вести дискуссии, значит, вновь придется обсуждать эти вопросы в судах». Координатор международной коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов считает, что «нужно завязать с энергетиками более жесткий диалог», распространив этот новый формат не только на En+, но и на РусГидро, Всемирный банк, китайские компании. «Нужно разрабатывать инструментарий воздействия на инвесторов», — говорит Симонов.
Со своей стороны, Александр Сергеев заявил: En+ готова, идя навстречу экологам, присматриваться в первую очередь к притокам Амура, чтобы не перекрывать новыми ГЭС основное русло реки (правда, экологи склонны считать частью основного русла Амура и саму Шилку, у энергетиков же на этот счет иное мнение). В приоритетах гидроэнергетиков — те реки, которые уже перегорожены плотинами. «У меня встречное предложение к экологическому сообществу: при оценке деятельности компаний перейти от «презумпции виновности» всякого нового проекта к анализу как негативных, так и позитивных последствий», — заявил Сергеев.
По словам Александра Сергеева, Транссибирская ГЭС необходима для объединения энергосистем Сибири и Дальнего Востока: «В 2015 году 500-киловольтная линия электропередачи должна прийти из Иркутска в Читу. Следующая «пятисотка» идет от Зейской ГЭС до Владивостока. То есть между Читой и Благовещенском — разрыв почти в две тысячи километров. На столь протяженном участке ЛЭП-500 не сможет работать без дополнительной генерации. Транссибирская ГЭС и станет этим необходимым источником энергии. Тогда Дальний Восток сможет поставлять часть избыточной мощности не в Китай по дешевке, а в Сибирь по новой ЛЭП. Нужно усиливать связи Дальнего Востока не только со странами АТР, но и с остальной Россией. Сегодня энерготарифы в Забайкальском крае гораздо выше, чем в Амурской области. Не скажу, что они снизятся со строительством ГЭС, но их рост станет сдержаннее. Прямую выгоду получат Амурская область и Забайкальский край, косвенную — Бурятия, Хабаровский край, Еврейская АО. Не знаю, затронет ли этот процесс Приморье. Но сейчас поставка электроэнергии идет с востока на запад, а в будущем станут возможны перетоки и в обратном направлении».
Экологи уверены: гидроэнергетики лукавят. «Да, ЛЭП длиной в 2000 км нуждается в подстанциях, но зачем здесь нужен дополнительный источник мощности? Для работы ЛЭП эта ГЭС совершенно не нужна, — считает замдиректора Амурской областной экологической организации «АмурСоЭс» Петр Осипов. — Давайте лучше внесем в резолюцию отдельное предложение: энергосистемы Сибири и Дальнего Востока нуждаются в реконструкции существующих и строительстве новых ЛЭП. Вот ключевая задача, а не строительство лишних ГЭС на реках». По мнению кандидата географических наук, действительного члена Русского географического общества Вениамина Готванского, если кому-то ГЭС на Шилке и выгодна, то Китаю: «С точки зрения Госсовета КНР и китайского плана создания каскада ГЭС на Амуре шилкинский плацдарм — удобная стартовая площадка». В материалах En+ говорится, что электричество проектируемой ГЭС предназначено «в первую очередь для российских потребителей», однако ученые уверены: Транссибирская ГЭС нужна сугубо для экспорта электричества в Китай по демпинговым ценам.
Даже если в итоге от проекта Транссибирской ГЭС откажутся, не миновать появления плотин на других реках региона, опасаются ученые. Кстати, как сообщил «Новой во Владивостоке» Александр Сергеев, один из планов En+ напрямую касается Приморья: «Есть проект строительства ГЭС на 300 МВт на одном из притоков Уссури (по мнению экологов, речь идет о Большой Уссурке. — Прим. ред.). Он находится на самой ранней стадии, но мы уже обсуждали его с администрацией края. Этот проект может оказаться полезным и для сельского хозяйства региона».
http://www.novayagazeta-vlad.ru/140/Ekonomika/Gidraenergetiki