Сибири грозит экологическое беззаконие
Минэкономразвития дорабатывает документ, регламентирующий создание госкомпании, в чьей власти окажутся 16 субъектов РФ, а это почти 60% территории России. Как пишет газета "Коммерсант", регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока будут частично выведены из-под федеральных законов, в том числе законов о недрах, лесах, земле. Предполагается, что контролировать работу новой структуры будет президент, а прочие органы вмешиваться в ее работу не смогут.
Как отмечает издание, Минэкономразвития по распоряжению Владимира Путина доработало документы о создании госкомпании по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Во власти новой структуры окажутся: республика Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский, Амурский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области и Чукотский автономный округ. Федеральный закон призван регулировать в этих регионах реализацию инвестпроектов. При этом для госкомпании планируется ввести особый порядок предоставления прав пользования недрами и лесными ресурсами. Она сможет по своему усмотрению раздавать лицензии на полезные ископаемые, пользоваться недрами и лесными ресурсами без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур. Кроме того, по задумке ведомства, структура будет использовать упрощенный порядок установления и изменения категории и разрешенного использования участков, сможет осуществлять на участке строительство линейных объектов, размещать на нем строительные материалы и технику, вырубку лесных насаждений.
Документ официально пока нигде не опубликован (о его разработке стало известно лишь из статьи в "Коммерсанте"), но экологи относятся к идее создания госкомпании настороженно: не станет ли госкомпания, пользуясь исключительными правами, рубить ценные леса, охраняемые государством?
В интервью "Росбалту" руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко признался, что хотя ни он, ни его коллеги пока не видели этих документов, они уже знакомы с последствиями законотворческой деятельности Минэкономразвития.
"Ведомство приняло новую редакцию Водного кодекса РФ, в результате чего мы получили массу проблем с водоемами, а главное, оно приняло губительный для природы Лесной кодекс. Этот документ, наверное, наиболее показательный пример качества работы Минэкономразвития. Была уничтожена лесная охрана, разрушена экономическая модель существования лесного хозяйства, а взамен ничего не создано", — негодует Ярошенко. Он объяснил, что если раньше лесное хозяйство кормило себя само, и при этом обеспечивало охрану лесов (по крайней мере, от пожаров и лесонарушений), то сейчас оно стало убыточным. В прошлом году государство (в том числе и регионы) потратило 44 млрд на лесное хозяйство, а получило от использования лесов лишь 22 млрд.
Все эти убытки, по мнению эколога, — последствия Лесного кодекса от Минэкономразвития. И это не считая ущерба, который документ нанес лесному фонду возникшими вследствие упразднения лесной охраны пожарами и незаконными вырубками.
"Я подозреваю, что новые законы будут такими же. Об этом говорит и то, что они разрабатываются тайком, как и кодексы. Авторы, видимо, понимают, что делают низкокачественный продукт", — подчеркнул собеседник агентства.
По его словам, неправильно, когда в едином государстве где-то законы действуют, а где-то — нет. "Если создается зона с особым режимом управления, то фактически речь идет о создании колонии. То есть, Сибирь и Дальний Восток превратятся в сырьевую колонию с ограниченно действующим законодательством", – предостерегает эксперт.
Он рассказал, что эта модель не нова. Ранее правительством уже вносились подобные изменения в законы и кодексы в связи с проведением Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке. И в том и в другом случае нормы лесного и природоохранного законодательства уже не действуют в полной мере. Таким образом, создание исключений из действующего законодательства правительством уже опробовано. Сейчас этот опыт просто предполагается распространить на пол страны.
Проблема только в том, что, как объяснил собеседник агентства, в отношении Сочи это привело к "разбазариванию" земель ООПТ, как, впрочем, и в отношении Владивостока.
"Я знаю из некоторых источников, что новая инициатива Минэкономразвития – это некий аналог того, что делалось ранее. Главным ее итогом станет передел доступа к природным ресурсам и земельным участкам на всем Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Это, скорее всего, коснется полезных ископаемых, лесной аренды, и приведет к настоящим лесным войнам за собственность", — полагает Ярошенко.
Другой итог, по его мнению, вообразить сложно. "Предсказать, что в очередной раз сделает Минэкономразвития с точки зрения здравого смысла невозможно. Лесной кодекс был плодом больного неквалифицированного ума, и поскольку никаких признаков того, что качество сотрудников ведомства улучшилось, нет, то нынешняя "поделка" будет примерно такого же уровня", — считает эколог.
Пока, правда, это лишь предположения. Неизвестно, насколько будут выведены регионы из-под действия федеральных законов, какими конкретно полномочиями будет наделена новая структура. Экологи только интуитивно, может, по старой привычке, чувствуют подвох. "Мы будем следить за продвижением документов, и если вносимые изменения действительно будут разрушительными для страны, постараемся противодействовать. Формально, законопроекты должны обсуждаться, но, как правило, у нас это происходит в одностороннем порядке: вы обсудите, а мы сделаем по-своему. Например, когда обсуждался Лесной кодекс, Госдума получила более 6 тыс. поправок к документу, но приняла в итоге тот вариант, который хотели авторы", — говорит Ярошенко.
Сомневается в правильности и эффективности предлагаемых Минэкономразвития мер и директор по природоохранной политике WWF России, доктор географических наук Евгений Шварц. Эксперт считает, что создание госкомпании по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока отбросит государственное развитие страны на века назад. Кроме того, это может угрожать рациональному использованию природных ресурсов и экологической безопасности страны.
По его словам, госкомпании в нашей стране, в отличие от Норвегии, например, менее прозрачны для общественного контроля в области экологии, поэтому создание новой структуры отразится в первую очередь на состоянии окружающей среды подвластных ей регионов.
"Частные компании вынуждены соблюдать законы, государственные же могут наплевать на них, а потом добиться того, чтобы переделать законодательство так, как им будет удобно", — отметил Шварц, приводя в пример выполнение распоряжения правительства об утилизации 95% добываемого попутного нефтяного газа. Так, "Сургутнефтегаз" выполнил поручение на 95,9%, ТНК-BP на 84,6%, ЛУКОЙЛ — 76,8% с постоянным позитивным ростом. Наряду с этим компания "Газпром нефть" справилась с этой задачей лишь на 55,2%, а "Роснефть" на 56,2%. Причем, показатели последней ухудшились с 67%.
Получается, что подобные структуры уже сейчас пренебрегают требованиями законодательства. Что же будет, когда в части регионов страны законы и вовсе будут бессильны?
Евгений Шварц согласился, что если законопроект пройдет, госкомпания, по сути, получит неограниченную власть над выделенными ей территориями. Ни органы власти субъектов РФ, которые обладают или которым делегированы управленческие и контрольные полномочия, ни общество уже не смогут ее проконтролировать.
Утверждение документа, по мнению Шварца, особенно негативно скажется на лесном фонде. В правительстве давно ошибочно говорят о том, что на Дальнем Востоке якобы недоиспользуются леса. Отнюдь. Экономически доступные леса Дальнего Востока почти все уже освоены. "Требования об отмене законодательства по обеспечению экологической устойчивости лесопользования выдвигают те компании, которые хотят сохранить экстенсивный характер лесопользования, подорвавший экономику лесного сектора России. Например, компания "Лес-Экспорт", пытающаяся вырубить орехоплодные леса корейского кедра, зарезервированные Владимиром Путиным для сохранения уссурийского тигра, и находящиеся в аренде у общины удэгейцев в долине реки Бикин", — рассказал эксперт.
"Если инициатива властей будет реализована, это окончательно разрушит федеральное законодательство, превратив его в "проектное", — резюмировал он.
Анна Семенец
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/business/2012/04/26/974672.html