Планы новосибирской ГК «Линас» начать уже в июне строительство Балайского НПЗ в Красноярском крае могут быть сорваны. «Транснефть» выступает против реализации проекта, поясняя, что свободного сырья для завода нет.
Решение о строительстве Балайского НПЗ красноярские власти приняли в феврале текущего года. Реализация проекта должна начаться уже в июне этого года. Предполагаемая мощность Балайского НПЗ составит 3 млн т бензина и дизельного топлива в год, на полную мощность завод планирует выйти в 2017 году. Первую очередь предполагается запустить в начале 2015 года. Инвестиции составят около 35 млрд руб., однако неизвестно, кто именно будет выступать в роли инвесторов. Предположительно это может быть и российский ВЭБ, и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC. Пока его единственным инвестором официально является новосибирская компания «Линас-Техно», которая специализируется на поставке нефтяного оборудования, проектировании и строительстве малых НПЗ мощностью до 1,5 млн т нефти в год.
Однако против реализации проекта выступила «Транснефть» и уже направила в Красноярский край письмо на имя губернатора Льва Кузнецова, где выразила свою позицию. Компания сообщила, что генеральная схема развития нефтяной отрасли России до 2020 года не предусматривает строительства такого объекта и у «Транснефти» нет свободного сырья для нового завода. «Заявленная глубина переработки Балайского НПЗ что-то около 30%. Тогда как в соответствии с правилами подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам и учета НПЗ она должна быть не менее 70%», — объясняет позицию компании пресс-секретарь Игорь Демин. По его словам, у Балайского НПЗ нет проработанной концепции дальнейшего развития проекта, так как источники финансирования и поставок сырья туманны.
По словам партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, в условиях современной конъюнктуры строительство малых НПЗ нелогично, норма рентабельности по данным проектам ниже 5%. Кроме того, в регионах трудно будет сбыть такой объем бензина и дизельного топлива.
Пока местный рынок не испытывает дефицита предложения нефтепродуктов, поэтому строительство нового НПЗ должно быть рассчитано не только с учетом возможности обеспечения его мощностей сырьем, но и перспективной динамикой спроса, соглашается аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Подобных проектов в России было много, однако зачастую они не были подкреплены долгосрочными договорами на поставку нефти, поэтому по объективным причинам им было невозможно получить доступ к трубе, добавил эксперт.
В частности, более шести лет частные инвесторы добивались разрешения на строительство Кингисеппского НХК мощностью 12 млн т нефти в год и заявленной глубиной переработки 98%. «Транснефть» не выдала разрешение на подключение к трубопроводу БТС-2 из-за того, что у завода не было гарантии поставок сырья на несколько лет вперед. Нефтяные компании не спешили подписывать контракты, мотивируя это тем, что строительство предприятия до сих пор не начато.
«Проблема сегодняшнего рынка нефтепродуктов — дефицит конкуренции и преобладание монополий в нефтепереработке», — считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, объясняя, что «при общем объеме переработки в России 260 млн т лишь 13 млн из них приходится на независимые НПЗ, то есть менее 5%. Остальные 95% заняли ВИНКи»
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/04/12/tek/562949983540411