Горящая весна
Новость - 19 апреля, 2012
Лесные пожары бушуют в Республике Бурятия и в Забайкальском крае, там уже введен режим чрезвычайной ситуации. Эпизодически режим ЧС вводится и в отдельных районах других областей. Но во многих случаях власти ограничиваются лишь введением особого противопожарного режима – так проще скрыть данные о реальном положении дел.
На протяжении последних нескольких дней ситуация с пожарами на природных территориях России развивалась по катастрофическому сценарию, несмотря на формально низкий уровень пожарной опасности в лесах в подавляющем большинстве регионов России. Пока ещё на природных территориях абсолютно преобладают палы сухой травы, стерни, тростника и кустарников, но они все чаще переходят в пожары в лесах и в населенных пунктах.
На данный момент из-за палов сухой травы сгорели три села: Баян-Булак и Бальзой в Забайкальском крае и село Фроловка в Амурской области. В Забайкалье лесные пожары подошли вплотную к 31 поселку. Кроме того, от палов сухой травы регулярно сгорают дачи и другие нежилые постройки – например, в Минусинском районе Красноярского края от одного пала сгорело около тридцати дач. Всего по России уже в той или иной степени пострадало от огня более 500 домов и дачных участков, и это только начало пожароопасного сезона… В ближайшие дни в большинстве наиболее горящих регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в связи с изменением погоды ожидается некоторое (к сожалению, кратковременное) улучшение ситуации с палами сухой травы и вызываемыми ими лесными пожарами.
Проблему чрезвычайно усложняет нелогичное, непродуманное и неподготовленное введение обязательного лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров, которое резко сокращает количество организаций и людей, имеющих право тушить. В настоящее время выданы и включены в реестр всего 386 лицензий на тушение лесных пожаров. Основные обладатели лицензий – специализированные государственные лесопожарные и лесохозяйственные организации.
Лицензиями на тушение лесных пожаров обеспечены всего 19% заповедников и национальных парков и около 1% тех, кто арендует лесные участки для разных видов использования лесов. У организаций государственной противопожарной службы есть только одна лицензия на тушение лесных пожаров – в Калининградской области, а у организаций федеральной противопожарной службы (МЧС) – ни одной. О возбуждении уголовных или административных дел, связанных с тушением лесных пожаров без лицензии, пока ничего неизвестно, но они, скорее всего, долго себя ждать не заставят.
На прошедшей неделе в России официально начался сезон торфяных пожаров – первый торфяной пожар был зарегистрирован в Екатеринбурге – он возник из-за пала сухой травы на поверхности осушенного торфяника – там, где торфяные пожары представляют наибольшую опасность. Очаги горящего торфа были обнаружены также в Псковской, Брянской и Тюменской областях. В Европейско-Уральском регионе России пик палов сухой травы на осушенных торфяниках ожидается в последней декаде апреля и первой декаде мая.
Весна-2012 уже «отметилась» пожарами и в зоне «чернобыльского следа» – к счастью, пока не крупными и не представлявшими большую опасность. Эти пожары своевременно ликвидировали лесопожарные и лесохозяйственные организации Брянской области, которые пока надежно защищают Европейскую Россию от угроз, связанных с вторичным радиоактивным загрязнением, возможным при сильных пожарах в загрязненных лесах и на торфяниках.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного проекта Гринпис России: «17 апреля 2012 года представители Рослесхоза и МЧС провели пресс-конференцию, на которой пообещали журналистам, что «ситуация с природными пожарами 2010 года этим летом не повторится», и сообщили о подготовке к пожароопасному сезону, – говорит. – Каждый год на участники рассказывают о высокой степени готовности страны к борьбе с пожарами на природных территориях. В 2010 и 2011 году это не помогло – видимо, сами пожары газет не читают и телевизоров не смотрят, и просто не догадываются, насколько страна готова к борьбе с ними.