Углеродный налог на авиацию: противники платы за выбросы проигрывают
С 1 января все авиакомпании, летающие над территорией Евросоюза, начнут оплачивать эмиссию парниковых газов от выхлопов двигателей самолетов. Правило начинает действовать, несмотря на противодействие российских авиаперевозчиков и недовольство российского правительства. Европейский суд 21 декабря подтвердил законность взимания квот.
С 1 января все авиакомпании, летающие над территорией Евросоюза, начнут оплачивать эмиссию парниковых газов от выхлопов двигателей самолетов. Правило начинает действовать, несмотря на противодействие российских авиаперевозчиков и недовольство российского правительства. Европейский суд 21 декабря подтвердил законность взимания квот.
Цель, ради которой вводятся квоты, - сократить выбросы парниковых газов в атмосферу. Уже в 2012 году с помощью этой меры ЕС планирует уменьшить поступление углекислого газа на три процента по сравнению с уровнем 2004-2007 годов, а к 2013 - на 5%.
У введенной Евросоюзом системы торговли квотами на выбросы парниковых газов и вредных веществ в атмосферу - ETS (Emissions Trading System) по отношению к авиации нашлось большое количество противников. Против выступили более 20 стран, среди которых самые ярые - США, Китай, Индия, Канада и Россия. Государства обвинили Европу в попытках регулировать авиационную отрасль нерыночными методами.
Осенью 2011 года Конгресс США законодательно запретил авиакомпаниям этой страны платить за квоты на выбросы углеводорода властям Евросоюза. Власти страны рекомендовали авиакомпаниям судиться с Евросоюзом, чтобы признать нововведение неправомерным. Вслед за США запрет на оплату квот ЕС ввел Китай. Китайские же авиакомпании оценили налоговые меры ЕС будет стоить в сумму $ 2,8 млрд к 2020 году, рассчитав сумму $ 47,50 на билет на рейсы между Китаем и Европой. Министерство торговли КНР даже угрожало Евросоюзу "торговой войной", но что конкретно под этим понимается, не уточнялось. Дальше угроз китайские власти пока не пошли. Против ЕС иски подали United Continental, American Airlines и Ассоциация воздушного транспорта Америки, но Европейский суд 21 декабря подтвердил законность взимания квот.
Российские авиация тоже не хочет мириться с нововведением ЕС. Минтранс объявил о необходимости ввести аналогичный действующему в США законодательный запрет. В октябре заместитель Министра транспорта России Валерий Окулов заявил, что до конца 2011 года планируется принять соответствующий закон. В таком случае российские компании были бы освобождены от уплаты за квоты не по "собственному желанию", а властями России. Закон пока принять не успели.
В течение 2011 года СМИ неоднократно высказывали предположение, что власти ЕС откажутся от квот на парниковые газы из-за международного давления. Но после Нового года стало ясно, что этого не будет.
Меру Евросоюза, безусловно, популярной не назовешь. В первую очередь потому, что как это всегда случается, очередной налог обернется повышением цены для авиапассажиров. Скорее всего, новый сбор придется оплачивать из своего кармана не столько авиакомпаниям, сколько пассажирам. По различным оценкам, появлявшимся в СМИ, стоимость авиабилетов вырастет в среднем на $5-25. По оценкам Министерства транспорта России, увеличение составит от 5 до 40 евро.
Конни Хедегаард, климатический комиссар Европы, заявила, что «очень удовлетворена» решением Европейского суда и добавила, что надеется на соблюдение европейского законодательства международными авиакомпаниями. По ее словам, дополнительные расходы на уплату углеродных квот, составят увеличение стоимости билета на сумму до $16,30 за трансатлантический перелет.
Представители общественных организаций согласны с мнением Кони Хедегаард и считают, что меру ЕС можно назвать в хорошем смысле революционной, потому что это -первая практическая попытка придать реальный денежный эквивалент выбросам и заставить за них платить.