Отсутствие присмотра и ухода за лесами привело к прошлогодним катастрофическим пожарам в Европейской части России. Угроза бедствия по-прежнему сохраняется. Почему лесники важны для устранения этой опасности, кто и как сейчас заботится о лесе? Как исправить неблагоприятную ситуацию с лесхозом? Об этом корреспонденту ПандыTimes рассказал координатор по лесной политике WWF России Николай Шматков.
Кто такой лесник? Почему лесник необходим для того, чтобы как сам лес, так и связанные с ним люди были в безопасности?
Лесник – низшее, но важнейшее звено управления лесным хозяйством. Институт лесников существовал в России до реформ управления лесным хозяйством, которые активно начались в 2000 г. и были закреплены Лесным кодексом 2006 г. Основной функцией лесника было осуществление в лесу государственного контроля и надзора. Лесная охрана…
Что это значит на практике? Он отвечал за охрану лесов. У каждого лесника был определённый обход – закреплённый за ним участок. Эта территория могла быть разной – от десятков гектар до тысяч гектар в сибирских лесах (понятно, что там внимание работников лесной охраны концентрировалось, прежде всего, на территориях, которые прилегали к населённым пунктам или местам рубки леса).
Лесники контролировали соблюдение правил пожарной безопасности, пресекали незаконные рубки и другие нарушения: сенокошение, пастьбу скота в лесу в местах, где эта деятельность не разрешалась и т.п. Они имели полномочия составлять протоколы о выявленных противоправных действиях, могли вместе с милицией задерживать лиц, которые создают угрозу пожара, незаконно рубят лес.
Лесники контролировали охоту, отвечали за соблюдение её сроков и правил. Они следили за сохранностью, квартальных столбов, лесной инфраструктуры – мостов, дорог. Лесники должны были сигнализировать о начале массового размножения насекомых-вредителей и распространении болезней деревьев. Наконец, они участвовали в тушении пожаров до прибытия более серьёзных сил, очень часто, лесники могли простыми подручными средствами загасить начинающийся в лесу пожар, или травяной пал, приближающийся к кромке леса. И, конечно, участвовали в лесовосстановлении и занимались уходом за лесом, особенно за молодняками, расчисткой квартальной сети. Без их участия не проводился отвод лесосек для лесозаготовительных предприятий.
Над лесниками было ещё несколько уровней начальства: мастер леса, помощник лесничего, лесничий. Вся эта иерархия занималась управлением лесами на практике.
Насколько тяжела ситуация с охраной лесов и лесным управлением в настоящий момент?
До введения в действие нового Лесного кодекса 2006 г. в России было 70 тыс. лесников. Сейчас в стране есть не более 16 тыс. человек, которые в соответствии с должностными инструкциями должны осуществлять функции лесного контроля и надзора. Однако львиная доля этих сотрудников в большинстве регионов - не государственные инспектора по охране леса (нынешнее наименование лесников), а кабинетные государственные служащие. Это, зачастую, работники более высокого ранга, например, лесничие, которые заняты, в основном, составлением отчётности, отводом лесосек.
Функции государственного контроля и надзора в лесах возложены на этих госслужащих совсем недавно согласно поправкам, внесённым в Лесной кодекс после лесных пожаров в 2010 г. Офисным работникам очень сложно реально контролировать ситуацию в лесу. Во-первых, у них есть и другие обязанности (дополнительного штата выделено не было), во-вторых, нет ни транспорта, чтобы добраться до леса, ни связи и оборудования.
Что касается низшего звена – сотрудников, которые находятся непосредственно в лесу, - то оно почти исчезло в ходе реформ. Лесники в старом понимании слова сохранились лишь в нескольких регионах, в частности, в Татарстане.
Зарплаты у них чрезвычайно низкие – лесные инспектора в Марий Эл, например, получают по 4 – 5 тыс. руб. в месяц. Не хватит даже на жизнь в сельской местности. Им не хватает и оборудования для работы – транспорта, средств связи. То есть, даже там, где лесные инспектора номинально существуют, им крайне трудно выполнять свои функции. А в подавляющем большинстве регионов их не осталось в принципе.
В целом, ситуация очень сложная: с внесением поправок в Лесной кодекс в конце 2010 г. на бумаге лесную охрану в прошлом году восстановили, но на практике, в лесу, её как не было, так и нет.
Ведётся ли подготовка новых специалистов в области лесного управления?
Сейчас в системе Рослесхоза есть 19 лесхозов-техникумов, которые готовят кадры среднего звена. Кроме того, есть несколько десятков техникумов, которые находятся в ведении Министерства образования, в нашей стране в более, чем в 40 вузах ведется подготовка по лесным специальностям. Существуют техникумы, которые сохранили высокий уровень преподавания, но таких - единицы. В целом же качество подготовки кадров в лесных вузах и техникумах низкое. Это объясняется тем, что преподавательский состав стареет, молодёжь ему на смену идти не хочет, связь с производством и материально-техническая база очень слабые. WWF России недавно выпустил учебное пособие для вузов по устойчивому лесоуправлению, оно сейчас широко используется и в техникумах, готовится пособие по добровольной лесной сертификации по международным стандартам. Но одних наших усилий по совершенствованию лесного профильного образования, конечно, недостаточно – нам необходима помощь, прежде всего, со стороны ответственного лесного бизнеса, который думает о будущем и готов инвестировать в подготовку кадров.
В лесное дело сейчас зачастую приходят случайные люди. До последнего времени лесным хозяйством в стране руководил бывший директор племенного завода. Этот факт показывает, что нехватка квалифицированных кадров затронула даже самые высшие руководящие уровни.
Каким образом система лесной охраны дошла до такого плачевного состояния?
Вся структура деградировала постепенно, начиная с перестроечных лет. В определённый момент органам управления лесами сказали: «Выживайте сами!». Лесхозам передали функции как рубок ухода, так и реализации древесины, полученной в ходе рубок и ухода. За счёт торговли стал формироваться фонд заработной платы, причем эффективного контроля за деятельностью лесхозов не было. Итог предсказуем - через некоторое время лесные службы стали сосредотачиваться на рубках не там, где они действительно нужны, а там, где они коммерчески выгодны. Рубку-уход превратили в рубку-доход.
Согласно Лесному кодексу 2006 г., все обязанности лесников, перечисленные мной вначале, были переданы, в основном, арендаторам лесного фонда. Те предприятия, которые арендуют участки леса, должны были сами организовывать выполнение этих функций – например, нанимая рабочих. На практике такими вещами занимались мало какие компании, за исключением, разве что, наиболее крупных и ответственных лесопромышленников. А в большинстве случаев частные арендаторы лесов как раньше, так и сейчас ограничиваются бумажными отчётами и показательными мероприятиями.
Что касается лесных территорий, которые не сдаются в аренду, то за них отвечают региональные органы управления лесами. Они должны нанимать коммерческие предприятия для проведения работ, например, по противопожарному обустройству лесов. В каких-то местах подобные предприятия – это преобразованные в частные предприятия лесхозы.
Однако исполняющую компанию нанимают по итогам аукциона, который проводится на понижение стоимости работ. Велика вероятность того, что выиграет организация, не имеющая ни опыта, ни отношения к лесному хозяйству, а просто запросившая минимальную сумму. Часто за дело берутся фирмы-однодневки, которые берут финансирование, а потом исчезают. В результате деньги уплачены, а работа не сделана.
В чём причина деградации лесной охраны?
Вместо того, чтобы реформировать службу управления лесным хозяйством, государство, на мой взгляд, пошло по пути сброса с себя «лишних» функций и ответственности. Большинство полномочий отдали на откуп регионам, бизнесу и т.д. Результат - существенное ухудшение качества управления лесами.
Возможно ли как-то восстановить систему?
Перспективы для восстановления, я считаю, очень хорошие. При высоких ценах на нефть у нашего государства проблем со средствами сейчас нет. Наоборот, есть проблема, как разумно потратить деньги. Возрождение государственной лесной охраны – это не только долгосрочная инвестиция в сохранение лесов, обеспечение их эффективного, устойчивого использования, но и создание рабочих мест на селе. Конечно, для восстановления разрушенной системы понадобится не год и не два, потому что деградация происходила длительно и зашла глубоко. Многие высококлассные специалисты ушли из лесного дела. Но при наличии государственной политики, честно признающей проблему, и программы возрождения лесной охраны и всей системы управления лесным хозяйством, подкреплённой финансами, восстановление вполне реально.
Другое дело – не хватает политической воли признаться, что государство должно осуществить серьезные инвестиции в управление лесным хозяйством. Преобладает мнение, что леса – ресурс, и надо качать деньги за его счёт. Задача перед руководителями лесного хозяйства, чаще всего, ставится одна – повысить финансовую отдачу от лесов. Но от российского леса вообще трудно ожидать быстрой отдачи: дерево в наших краях растёт достаточно долго, минимальный возраст рубки – 80 лет.
Увы, пока государственные программы, вроде Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 г., которую WWF получил на рецензирование, – не более, чем сборники красивых лозунгов. У их авторов нет понимания, что инвестиции надо делать именно в управление лесами, прежде всего, в уход за лесом, борьбу с пожарами и незаконными рубками, а не в «инновации», которые позволят быстрее и больше рубить.
http://pandatimes.ru/interview/399