Общественные слушания в Нерюнгри: есть предмет разногласий
Подписанием протокола с предметом разногласий закончились общественные слушания по предварительным материалам Оценки Воздействия на окружающую среду в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС, состоявшиеся вчера в г. Нерюнгри. Одним из пунктов протокола предлагается принять предварительные материалы ОВОС к сведению. Присутствовавшие же на слушаниях представители общественности – общественного экологического центра Якутии, инициативной группы жителей Нерюнгринского района и Союза родовых общин «Орон» – предложили внести в протокол следующую формулировку: «Представленные предварительные материалы «Оценки воздействия на окружающую среду в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на реке Тимптон» ввиду несоответствия требованиям законодательства не могут быть одобрены и требуют существенной доработки».
Все несоответствия требованиям закона, со ссылками на соответствующие нормативные документы, зафиксированы во внесенных представителям общественности замечаниях и предложениях. Их достаточно много, поэтому нет смысла перечислять. Среди них есть и очень серьезные, как, например, вот это: «Не проработан вопрос об объектах размещения и обезвреживания отходов при подготовке ложа водохранилища к затоплению. Таким образом, не выполнены требования п.3.2.2 «Положения об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ».
Нынешние общественные слушания побили рекорд по количеству присутствующих: время их начала уже давно прошло, а люди все регистрировались и регистрировались. Объяснить это можно только одним: вопрос строительства Канкунской ГЭС волнует и представителей промышленных предприятий, которые будут создаваться на территории Нерюнгринского района, и местное население. Особенно – эвенков. Недаром на слушания в Нерюнгри приехали представители родовых общин Алданского района, хотя подобные слушания должны были в этот же день состояться в самом Алдане. Для власти это четкий сигнал: люди встревожены предстоящим строительством и намерены добиваться соблюдения собственных прав и интересов.
На слушаниях выступило 14 докладчиков, было высказано очень много предложений. Основной лейтмотив выступлений представителей родовых эвенкийских общин был следующим: они не видят конкретной работы по возмещению ущерба, который понесут. Но зато имеют печальный опыт работы с нефтяниками. На стадии проектирования ВСТО им много чего обещали, да ничего не выполнили. Поэтому представитель родовой общины Киенг-Юрях из Алданского района Н.Н. Корнилова поставила вопрос ребром: «Теперь, пока не будут подписаны конкретные договоры, где будет оговорен размер ущерба и сроки его компенсации, мы ни на что соглашаться не будем».
Как сказал председательствовавший на слушаниях заместитель главы района Д. К. Дьячковский, Канкунская ГЭС – это сердце развития экономики Южной Якутии. Без нее не будет возможным ввод в строй крупных промышленных предприятий - таких, как горно-металлургический комбинат «Тимир» или Эльконский ГОК. Его слова подтвердили и присутствовавшие на слушаниях представители этих предприятий. Надо сказать, что в этот раз разработчики проекта назвали цифру дефицита электроэнергии в Южной Якутии, который возникнет при реализации мегапроектов: по словам главного инженера ОАО «Южно-Якутский ГЭК» Р.Н. Орищука, к 2030 году он составит 431 мегаватт. На предыдущих слушаниях ответ на этот вопрос получить не удалось.
Насколько достоверна эта цифра – сказать сложно, ибо в материалах ОВОС имеются вызывающие удивление несоответствия. Так, в частности, на стр. 15 Книги 1 ОВОС указана только установленная мощность ОАО «Якутскэнерго». На основании этой цифры делается вывод: указанных мощностей недостаточно для покрытия растущих нагрузок Якутии и сопредельных территорий. Извините, а где же мощность Нерюнгринской ГРЭС, которая к «Якутскэнерго» не относится? Где упоминание о том, что станция сейчас не работает на полную мощность, что не построен четвертый энергоблок?.. А вдруг в этом контексте размер дефицита электроэнергии будет совсем иным?..
«Может сложиться впечатление, что вы лоббируете интересы «Дальневосточной генерирующей компании», в которую входит Нерюнгринская ГРЭС», - сказал в ответ на мои сомнения один из участников слушаний. Вот так – лоббируем… Конечно, любой житель Нерюнгринского района кровно заинтересован в том, чтобы местное население имело рабочие места. А нерюнгринцев не так давно «осчастливили»: Чульманская ТЭЦ в следующем году перестанет вырабатывать электроэнергию, в связи с чем, хоть и незначительно, на станции сократится персонал. И это в хронически безработном Чульмане! Куда пойдут люди?.. Получается, что на уже действующих энергетических предприятиях мощности выводятся из эксплуатации, а новые строятся.
В чем логика?.. Кроме того, Нерюнгринская ГРЭС уже построена, и если все-таки будет расширяться, это не нанесет такого масштабного урона окружающей среде, как строительство Канкунской ГЭС. Конечно же, жители района заинтересованы в том, чтобы местная природа была по максимуму сохранена. Какое тут может быть лоббирование?.. Другое дело, что разработчики проекта обязаны изучить варианты альтернативных источников энергоснабжения и сделать вывод – какой способ энергоснабжения самый выгодный. Но в материалах ОВОС эта тема детально не проработана. Объем угольных энергомощностей, как уже говорилось, почему-то указан без учета выработки электроэнергии Нерюнгринской ГРЭС .
Та же фигура умолчания наблюдается и в отношении станций, работающих на газе. В материалах ОВОС указано: на юге Якутии нет газовых месторождений и газотранспортной инфраструктуры. Ну не на Луне же живут разработчики проекта!.. Даже рядовому жителю Южной Якутии известно, что в ближайшее время начнется строительство газопровода «Якутия – Владивосток», который, скорее всего, пройдет через Нерюнгринский и Алданский районы. И построен он будет гораздо раньше Канкунской ГЭС. Почему же этот вариант вообще не рассмотрен в материалах ОВОС?.. Если будет построен и газопровод, и ГЭС, то получится двойная техногенная нагрузка на территорию. Есть ли экономическая целесообразность в одновременной реализации обоих проектов?.. Или все объясняется проще: каждая компания тащит одеяло на себя, а на территории, где она намерена удовлетворить свои аппетиты – хоть трава не расти? Поэтому гидроэнергетики в упор не видят энергетиков «угольных» и «газовых»…
В общем, рядовых участников слушаний (особенно эвенков), с которыми мне довелось поговорить, разработчики проекта так и не убедили в необходимости строительства Канкунской ГЭС. А вот невосполнимый ущерб, который нанесет ее строительство местной природе, люди видят реально.
Особый интерес вызвало выступление заместителя руководителя управления минерально-сырьевых ресурсов и геологического изучения недр Госкомгеологии Якутии В.И. Скутина. Оно было посвящено Тимптонским источникам подземной пресной воды. Как известно, их затопление – одно из самых уязвимых мест проекта строительства Канкунской ГЭС. Раньше речь шла о том, что будет затоплена лишь часть источников. Но Виктор Иванович «порадовал»: под воду водохранилища уйдут ВСЕ источники (а их порядка 40-50). Тем не менее, все они …будут жить. Разгрузка источников происходит в подрусловой части реки. А область их питания под затопление не попадает.
По словам В.И. Скутина, прогнозные запасы чистой питьевой воды в Тимптонских источниках колоссальны – 9 млрд. кубометров. Такие ресурсы позволили бы снабжать водой крупный город с потребностью 500 кубометров в сутки. Поскольку источники нуждаются в охране от истощения и загрязнения, нужно изменить их статус. Сейчас они являются особо охраняемой территорией районного значения. Надо добиваться, чтобы они стали охраняемым объектом республиканского значения.
В ответ на это предложение зам. главы района Д.К. Дьячковский заявил, что администрация района будет всемерно способствовать изменению статуса Тимптонских источников.
Кроме того, сказал В.И. Скутин, нужно решить вопрос об организации постоянного мониторинга состояния источников.
Вот такая любопытная информация. Честно говоря, плохо верится, что источники будут спокойно жить под толщей воды, сохраняя при этом свой дебет и первозданную чистоту. Не хотелось бы, чтобы новый статус Тимптонские источники получили, а охранять уже было бы нечего… По крайней мере, эти сомнения звучали в разговоре В.И. Скутина с сотрудниками Министерства охраны природы Якутии и Нерюнгринской инспекции охраны природы.
Любопытным оказалось финальное выступление слушаний. Слово взял представитель компании «Тимир» А. Сокирченко. Эту компанию в скором времени тоже ждут общественные слушания, поэтому мнение одного из ее главных специалистов представляет интерес. Суть выступления Сокирченко, вкратце, такова: кроме эвенков, на территории Южной Якутии живут еще и другие люди, которые растят здесь детей и считают эту землю своей. Значит, тоже имеют на нее свои права. Вроде бы все правильно. Но… Конфликт между интересами промышленников и местных эвенков, по мнению Сокирченко, возник из-за заложенного государством противоречия: одной рукой государство дало эвенкам деньги на развитие, а другой – продало компаниям месторождения, которые находятся на территории родовых общин. И теперь необходимо искать компромисс…
После этих слов почему-то вспомнился Оруэлл: «Все животные равны, но некоторые равнее других». Если «Тимир» имеет лицензию, то к его территории никто и прикоснуться не может. Так, проектировщики газопровода «Якутия- Владивосток» вынуждены искать вариант обхода его территории. А по землям родовых общин газопровод пойдет себе спокойненько. И тот же «Тимир» заходит на эти земли без проблем. Получается, что бизнес «Тимира» трогать нельзя, а бизнес эвенков (хотя они занялись им раньше, чем приходящие на территорию промышленные компании) – можно. При этом приходящие компании нацелены на получение прибыли, а эвенки ищут элементарные способы выживания. Так кто же равнее?
Стороны, которым предлагается искать компромисс, находятся в заведомо неравных условиях. Но у эвенков есть права коренного малочисленного народа, которые защищены Международной конвенцией и другими правовыми документами. Во всем мире эти права приоритетнее прав промышленных предприятий, и предприятия вынуждены считаться с местным коренным населением. Вот и южно-якутские эвенки должны требовать от всех промышленных компаний жесткого соблюдения своих прав. Иначе они останутся ни с чем. Потому что у нас очень многие, к сожалению, уверены в том, что они равнее других.
Наталья КУЗЬМИНА,
г. Нерюнгри
http://1sn.ru/47852.html