Евлалия Самедова
Компромат Навального заставил «Транснефть» ввести режим строжайшей секретности
8 апреля 2011 года
Утечка документов с результатами проверки строительства ВСТО, ставшая одним из самых громких событий конца прошлого года, послужила поводом для охоты на ведьм в «Транснефти» с последующим ужесточением режима работы компании. Как стало известно «Маркеру», через несколько дней после опубликования в интернете компромата президент «Транснефти» Николай Токарев инициировал в компании проверку работы по защите коммерческой тайны, по итогам которой были выявлены нарушения. Чтобы утечка не повторилась, были отданы распоряжения о введении беспрецедентного режима секретности по всему холдингу.
Как пошла взрывная волна
Документы с результатами проверки строительства ВСТО, переданными в Счетную палату в 2008 г., были выложены в интернете 16 ноября 2010 г. Алексей Навальный охарактеризовал тогда пост «Как пилят в „Транснефти“» как «очень важный» для себя. Популярность блогера после этой публикации серьезно выросла и вышла за пределы интернета. Почему информационная бомба была взорвана именно 16 ноября, до сих пор неясно. Журналисты, знакомые с Навальным, ждали опубликования в течение нескольких месяцев. Осведомленные источники утверждают, что сведения об утечке скандальных документов появились задолго до их появления в Cети.
Пост собрал почти 10 тыс. комментариев, из-за большого числа желающих скачать документы страница Навального обрушилась. «Транснефть» и Счетная палата поначалу игнорировали новость. Через некоторое время Счетная палата высказала пожелание проверить подлинность документов, выложенных Навальным, однако затем отказалась от этой идеи. «Транснефть» ограничилась сдержанным подтверждением того, что проверка проводилась, поскольку у нового руководства были основания полагать, что прежний менеджмент допустил нарушения при строительстве.
Факс всему виной
Между тем выясняется, что за внешней индифферентностью участников дела скрывалась серьезная работа по выявлению «дыр», через которые могла произойти утечка. По данным «Маркера», спустя некоторое время после публикации документов президент «Транснефти» утвердил план проверки работы по защите коммерческой тайны в компании. Проверку провели незамедлительно и даже спешно, рассказал «Маркеру» источник, знакомый с ситуацией. По итогам проведенных мероприятий начальник отдела информационной безопасности холдинга направил руководству «Транснефти» доклад, в котором были описаны выявленные грубые нарушения.
В первую очередь речь идет об отсутствии на отчетах о проверках грифа ограничения доступа. Из-за этого, написал начальник службы безопасности, стала возможной передача отчетных материалов по факсу. И здесь дальнейшие пути материалов теряются, поскольку представляется невозможным установить, когда и сколько экземпляров отчетов было изготовлено, сколько копий с них было снято и кому они были направлены.
Проверка также выявила, что рабочие материалы во время выездных проверок хранились на ноутбуках, а ключи от сейфов, в которых содержались документы, лежали в неположенных местах. Описывая возможные причины нарушений, автор письма отмечает, что всему виной полная изоляция, в которой находились специалисты отдела информационной безопасности и внутреннего контроля компании. В совокупности все «нарушения делают невозможным расследование фактов утечки информации», снял с себя ответственность руководитель СБ.
Гриф наложен на все
Главным способом устранения нарушений, избранным «Транснефтью», стало приведение всех документов, касающихся проверок, в установленный порядок, под которым подразумевается проставление на них грифа о коммерческой тайне или конфиденциальности. Как говорит юрист «Транснефти», уже сейчас грифы стоят на всех делах о проверках, проведенных в последние годы, причем даты наложения грифов не запротоколированы.
Между тем известно, что в материалах о проверках зачастую присутствуют сведения о нарушении законодательства, которые необходимо устранить, и, согласно закону о коммерческой тайне, «режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о нарушениях законодательства Российской Федерации». Существует ли здесь противоречие, должен установить суд, который в настоящее время рассматривает гражданский спор, касающийся данной темы.
Помимо прочего, внутренний документ «Транснефти» предписывает руководителям обеспечить надежное хранение материалов и ограничение доступа к ним посторонних. Также предлагается обеспечить отделам по информационной безопасности и внутреннего контроля возможность выполнять свои контрольные функции в полном объеме. Ключи следует хранить в опечатанных пеналах, которые должны сдаваться под охрану. Ноутбуки оснащаются средствами криптографической защиты с хранением ключей в отделе информбезопасности. Средствами шифрования должны быть также обеспечены все стационарные компьютеры, на которых обрабатываются и хранятся материалы проверок и контроля за финансовой деятельностью «Транснефти».
http://marker.ru/news/4306