Народы Центральной Азии помнят о своих священных Землях
12 апреля 2011 года
Директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории доктор исторических наук Валентина Тугужекова считает, что необходимость в создании перечня сакральных мест вызвана социально-экономическими переменами последних лет.
Сегодня становится возможна аренда частными лицами огромных территорий (тайги, полей и т. д.), на которых могут располагаться священные для хакасского народа объекты. И необходимо сделать все возможное, чтобы эти сакральные места оставались доступными для проведения обрядовой практики. На съезде хакасского народа был утвержден перечень из 96 сакральных мест, который будет передан в Верховный Совет республики. Валентина Тугужекова выразила надежду, что в будущем в рамках закона об историко-культурном наследии сакральные места хакасского народа будут взяты государством под свою охрану.
В Хакасии, как и в других регионах Южной Сибири, к священным местам относят не только священные горы, определенные местности, но и археологические памятники: древние курганы, каменные изваяния и др. По подсчетам этнографа Виктора Бутанаева, в Хакасии около 200 культовых мест, по данным Совета старейшин Республики Хакасия, их более 300.
На Монгольском Алтае возвышаются 13 высоких гор – Хайрханов. Самая южная из них – это Священная гора Сутай. В народных песнях и фольклоре, особенно в эпосах, прославляются эти горы, о них сложены многие современные песни. В Монголии существует государственная церемония – обряд сакрализации или жертвоприношения Священным горам. В 2008 году церемония проходила с участием Президента Монголии Н. Энхбаяра.
Работа, которая проведена в Республиках Хакассия и Монголия по приданию некоторым территориям статуса священных, представляется исключительно важной.
Во-первых, тем самым защищается право коренных народов на сохранение своих национальных святынь. Без святынь, как носителей базовых ценностей, ни один народ существовать не может. Без них он превращается в бескорневое народонаселение, который можно подвергать самым безжалостным социальным экспериментам.
Во-вторых, тем самым закладываются научные и правовые основы для становления принципиально иной системы ценностей глобального порядка, где вовсе не прибыль, деньги, власть и карьера образуют основу жизни, а ценности природы, культуры и человека как духовного существа, призванного к совершенствованию.
Словом, такие работы и усилия надо всячески поддерживать и применять такой опыт в других регионах. Алтай также остро нуждается в придании ряду территорий статуса священных земель, и в первую очередь - плоскогорье Укок.