24.03.2010 в Благовещенске в региональном Законодательном собрании прошли депутатские слушания <О строительстве нефтепровода <Восточная Сибирь - Тихий океан> (ВСТО) на территории Амурской области>.
Грустно, конечно, что депутаты заинтересовались этим проектом не на стадии его проектирования и согласований, когда еще можно было внести изменения и отстоять интересы региона в части экологического страхования рисков, компенсаций, рабочих мест, участия местных организаций в подрядных работах, а лишь сейчас, когда уже завершена реализация первого этапа строительства.
Тем не менее, лучше поздно, чем вообще никогда. Тем более, что в начале 2010 г. сразу после запуска в эксплуатацию нефтетрубопровода <ВСТО-1> в системе одна за другой произошли подряд три крупных аварии: две на территории республики Саха-Якутия, и одна в Амурской области.
Как только депутатские слушания начались, сразу выяснилось, что главные <виновники торжества> - представители компании <Транснефть> (заказчика проекта ВСТО) проигнорировали приглашение законодателей и не приехали. Собравшиеся восприняли это как <плевок в лицо> всем жителям Амурской области. Приглашенные на слушания представители местных самоуправлений из районов реализации ВСТО хотели было обратиться с вопросами и жалобами на нефтепроводчиков к руководству правительства области, но в зале не было ни губернатора, ни его заместителей, ни даже министров экономики и природных ресурсов.
В качестве <козла отпущения> правительством области в <жертву> собравшимся был принесен приблудившийся невесть откуда чиновник третьего уровня - замминистра экономики В.Е.Песков.
На трибуне Виталий Евгеньевич держался героически, как партизан, в первый раз попавший в гестаповские застенки. Тайн не раскрыл, тянул время, пересказывая информацию, размещенную в открытом доступе на сайте нефтепроводчиков. Даже депутат - Герой Советского Союза Кузнецов Юрий Викторович отметил небывалую стойкость докладчика: <что ни спросишь, у вас на все один ответ, - не знаю>.
В тоже время в кулуарах перед телекамерами героический Песков развязал язык и глубокомысленно пообещал амурчанам новые рабочие места. Эх, знал бы он, что сказка о рабочих местах уже набила оскомину, и никто в нее не верит. Кроме рабочих из Китая, Хорватии, западных регионов Российской Федерации, которых вахтовым методом нанимают и потом <кидают> на половину обещанной зарплаты, подрядчики и субподрядчики проекта ВСТО. Как сказал с места один из муниципальных глав: нас просили трудоустроить местных хотя бы на должности поваров и истопников, но, увы, - нефтепроводчики привезли свои кадры. Так что, хороша твоя сказка, Виталий Евгеньевич,
начинай сначала!
Представитель областного лесного ведомства Алексей Венглинский отметил многочисленные нарушения со стороны заказчика: заготовленная на лесосеках древесина исчезает и не передается по назначению для реализации. Также он выразил возмущение тем фактом, что ни его, ни представителя природоохранной прокуратуры охрана нефтепровода не пустила без милиции на место разлива нефти.
Заявленные в программе выступающих начальник управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Иван Ряжских и главный специалист <Амуррыбвода> Алексей Филатов или где-то заблудились в коридорах здания или просто постеснялись выступать, но на трибуне их никто так и не увидел. А между тем нефтепровод траншейным способом пересекает более сотни рек Амурской области и по оценкам экспертов это очень негативно скажется на нересте рыбы. Также ход строительства ВСТО отразится на популяциях косули, которая из-за фактора беспокойства не зайдет в свои благоприятные для размножения и сохранения потомства стации.
Начальник областного управления Гражданской зашиты и пожарной безопасности Виктор Герасимович поведал о том, что, дескать, амурчанам пора на местах самим готовиться к ликвидации аварийных разливов нефти, и что на это весьма затратное дело придется раскошелиться из своих и без того куцых муниципальных бюджетов. По крайней мере, присутствовавшие именно так резюмировали порой бессвязное выступление Виктора Львовича.
Еще выяснилось, что в ходе строительства большегрузные трубовозы в хлам разбили и без того на ладан дышащие автодороги в Тындинском и Сковородинском районах. А так как областные чиновники просто <позабыли> потребовать от проектировщиков включить дорожные затраты в смету проекта ВСТО, то теперь бремя внепланового восстановления дорожного полотна полновесно ляжет на областной бюджет. За это заплатят не нефтяники, а амурские налогоплательщики. В 2010-2011 гг. очередь дойдет до автодорог в Магдагачинском, Шимановском, Свободненском, Серышевском, Белогорском, Ромненском, Завитинском, Бурейском и Архаринском райнах. Как прогнозируют
специалисты, если не будут изысканы дополнительные средства, то автотранспортное сообщение в Амурской области будет парализовано.
Директор ООО <Природоохранный центр> Юрий Сидоров посетовал на то, что непонятно каким образом, но размер компенсаций в областной бюджет по ущербу окружающей среде со стороны <Транснефти> вдруг уменьшился вчетверо. И еще его удивило, что этот факт остался без внимания со стороны чиновников областного правительства.
В завершение депутаты предоставили слово председателю Амурского экологического клуба <Улукиткан>, члену федерального бюро фракции <Зеленая Россия> политической партии <ЯБЛОКО> Наталье Калининой:
<Транснефть> многократно и кардинально меняла проектные материалы по собственному усмотрению, жертвуя экологической безопасностью жителей Саха-Якутии и Амурской области.
Упор был сделан на удешевление, упрощение и высокую скорость строительства, а не на качество возводимых объектов. Тендеры проводились на лоты по 20-30 км протяженность ВСТО-1 составляет 2600 км), что привело к появлению огромного количества подрядчиков, субподрядчиков и субсубподрядчиков. Акты о выполненных работах зачастую подписывались за откат, пример - уголовное дело Александра Полухина. О привлечении местных амурских предприятий к работе по проекту и речи не было, из 6 подрядных организаций, 5 - зарегистрированы на Кипре.
Рабочих возили вахтовым методом, так легче уходить от налогов.
Что касается февральской аварии на Большом Невере. Амурский межрайонный прокурор внес в адрес гендиректора <Востокнефтепровод> представление: устранить нарушения законодательства и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности. Всё! Когда на Аляске в 2006 году из-за коррозии на почву попало 200 тысяч галлонов сырой нефти, то это повлекло за собой возбуждение уголовного дела в отношении <Бритиш Петролиум>, штраф в 20 млн. долларов и 3 года испытательного срока, после которого объект был бы закрыт. А здесь был нарушен целый ряд статей административного и уголовного кодексов, возникла угроза экологической катастрофы: и
все пущено на самотек. Не верю что-то я в добрых прокуроров.
Что касается главы правительства области Олега Кожемяко, прошло время, но он так и не дал официальной оценки произошедшей аварии. А ведь как выяснилось, акт о приемке ВСТО-1 со стороны правительства был подписан даже без плана ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти), что само по себе является чем-то чрезвычайно невероятным, когда речь идет о самом большом в мире нефтепроводном проекте!
Так вот, если бы я была губернатором, что бы я сделала:
1. Отозвала все согласования по объектам ВСТО (отведение земель и т.д.);
2. Инициировала создание межведомственной рабочей группы по проведению внешнего экологического аудита объектов ВСТО на территории области, но под контролем созданной общественной наблюдательной комиссии;
3. Инициировала проверку на предмет проведения рекультивации земель, выделенных на короткий срок аренды, и по результатам выдвинула исковые претензии через арбитраж;
4. Создала Министерство охраны природы Амурской области в функции, которого в т.ч. входил бы постоянный мониторинг объектов ВСТО.
Предлагаю депутатам внести резолюцию депутатских слушаний <О строительстве нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан> следующие предложения:
- Отозвать все согласования областного руководства по объектам ВСТО, по выделению земель в бессрочную аренду. Не согласовывать до тех пор, пока не будет принят Федеральный Закон <О ВСТО>, в который вошли бы пункты о развитии районов в местах прохождения нефтепровода, удержании налогов с ВСТО в местные муниципальные бюджеты, об образовании Спецсчета содействия развитию субъектов, с которого часть средств в виде субсидий и дотаций будет использоваться для пополнения местных бюджетов. Муниципалитеты в свою очередь будут использовать данные средства на улучшение жилищно-бытовой инфраструктуры для населения: строительство дорог, образовательных, (школы, детские сады, ясли) спортивно-оздоровительных (тренажерные залы), культурно-массовых и медицинских учреждений, благоустройство территорий, охрану окружающей среды, обеспечение организационных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Депутатам Законодательного Собрания Амурской области, депутатам Государственной думы от Амурской области выступить с законодательной инициативой федерального закона <О ВСТО>.
- обратиться к президенту РФ Д.А. Медведеву (с копией председателю правительства РФ
Путину В.В.) с требованием уволить губернатора Кожемяко О.Н. за бездействие и игнорирование вопросов экологической безопасности проекта <ВСТО> на территории Амурской области.
- Направить обращение Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я. о даче юридической оценки бездействиям (действиям) и решениям, небрежному выполнению служебных должностных обязанностей должностными лицами Ростехнадзора,Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры по Амурской области, а также ОАО <Транснефть>. Снять с должности руководителя природоохранной межрайонной прокуратуры по Амурской области.
Источник: http://av-kalashnikov.livejournal.com/1340.html