Прошло расширенное заседание комитета по земельным отношениям,
природным ресурсам и экологии Государственного Собрания РС(Я) Ил Тумэн
16 февраля наконец состоялось депутатское заседание «Об обеспечении экологической безопасности при эксплуатации ТС ВСТО на территории РС(Я)». Центр экологического просвещения РС(Я) «Эйгэ» обращался к депутатскому корпусу на протяжении двух лет с предложением о проведении данного заседания, однако только печальные события холодного января дали ход этому важному обсуждению. На данное совещание кроме депутатов Ил Тумэн были приглашены представители Министерства охраны природы РС(Я), Министерства промышленности РС(Я), ОАО АК «Транснефть», ООО «Востокнефтепровод», Управлений Росприроднадзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора по РС(Я), Ленского бассейнового управления МПР РФ, ГУ МЧС по РС(Я), научных учреждений, СМИ и неправительственных экологических организаций.
Совещание вел вице-спикер республиканского парламента Морозкин А.П., который обозначил, что планировалось обсудить: какие выводы после аварийного разлива нефти сделала компания, эксплуатирующая нефтепровод ООО «Востокнефтепровод», попросил контролирующие органы дать заключения по принятым решениям, оценке и мерам по обеспечению технического и экологического сопровождения проекта ВСТО. Как ни странно, но на такое важное совещание был выделен только час.
Далее прозвучал доклад генерального директора «Востокнефтепровод» Бронникова В.А. Он еще раз принес извинения за допущенное. Особо отметил, что срок работы участка нефтепровода, на котором произошла авария, был не 1 месяц, а 1 год и 10 мес, т.к. запуск 1 участка был произведен в июле 2009 г. (от авт.: по-видимому, срок эксплуатации магистрального нефтепровода меньше двух лет каким-то образом оправдывает появление дефектов, а, следовательно, и аварийных ситуаций на эксплуатируемом объекте). Отметил, что в данное время во время перекачки нефти производится диагностика для обеспечения безопасности проекта. При помощи различной техники и устройств идет поиск дефектов и их устранение. Сейчас идет 3 этап диагностики, поиск вмятин, которые вырезаются. Было упомянуто о выявленных 9 дефектах, их которых 5 к настоящему моменту устранено.
О причине аварии: при очередной диагностике был выявлен дефект на магиcтральном нефтепроводе типа «вмятина» размером 40 на 60 см, который решили устранить путем вырезания и замены участка трубы, хотя, по словам выступающего, с таким дефектом трубу можно эксплуатировать до 2020 г.. Тем не менее было принято решение в морозные дни с температурой ниже 45 градусов вести ремонтные работы (от авт: если технический регламент гарантирует безопасность эксплуатации труб в течении 10 лет с подобным дефектом, что на самом деле требует проверки, трудно понять подобное рвение). Для этого необходимо было освободить трубу от нефти, для чего были выкопаны ямы в земле и через временный трубопровод туда начали выкачивать нефть (от авт.: даже не изолировав стены ямы гидроустойчивым материалом, игнорируя правила безопасности, которые требуют в такой ситуации использования специальных резервуаров). Основные причины аварии следующие: недостаточный уровень контроля во время раскачки временного трубопровода, проведение прокачки нефти при температурах ниже 40 градусов, несоответствие ГОСТу запорного устройства на временном нефтепроводе.
Об ущербе и ходе аварийных работ по устранению разлива: сообщил, что возмещен ущерб лесному фонду (300 тыс.руб.)(от авт.: возможно, предварительно, т.к. ущерб, насчитанный только Лесным департаментом, составляет порядка 2 млн. рублей), заключен договор на продажу леса, договор с ГУ Республиканским информационно-аналитическим центром экологического мониторинга при Минохраны природы на проведение анализов, с Институтом проблем нефти и газа (что стало неожиданной новостью для присутствующих на заседании сотрудников Института, хотя и приятной) для проектирования и проведения рекультивационных работ. Сейчас идет черновая очистка, загрязненный грунт складируется во временный амбар, до 1 марта будет вывезен на НПС-10 на Талакане, где есть утилизирующее устройство. Заключено Соглашение с администрацией Ленского района в области охраны окружающей среды, представитель администрации присутствует при работах.
О резервных нитках перехода ВСТО через реки: планируется сделать 4 резервные нитки переходов ВСТО через реки – через Лену, Алдан с 2011 по 2013 гг., через Нюя, Амга – при полном развитии ТС ВСТО до 80 млн. тонн/год (от авт.: исторически важный момент - впервые публично были оглашены сроки ввода резерных ниток, чего два года добивались общественные организации в многочисленных официальных запросах).
В конце добавил, что «осознают ответственность за эксплуатирование в сложных северных условиях.
Со вторым докладом выступил министр охраны природы Грирорьев В.А. Министр отметил, что сигнал об аварии пришел к ним позже, чем произошла авария. По данный день проведен ряд совещаний с нефтяниками и госорганами контроля. Для детальной очистки до 30 июня 2010 г. должны быть использованы нефтесорбенты. Учитывая произошедшее и то, как несвоевременно Востокнефтепровод информировал об аварии, внес предложения – заблаговременно информировать глав районов о проводимых плановых работах, усилить госконтроль. Сообщил, что они писали Президенту о необходимости применения резервных ниток. А также то, что нужно пересмотреть вопрос о полномочиях, т.к. функции технологического контроля ВСТО от Ростехнадзора по РС (Я) переданы в Новосибирск в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора. Как ни печально, но контроль за федеральными проектами министерство вести не может, они участвовали только при составлении оценки ущерба.
Далее последовали вопросы депутатов выступавшим и предложения. Стало известно из ответа директора «Востокнефтепровод», что дефект появился из-за давления скального грунта на трубу (от авт.: следовательно, не соблюдалась технология закладки нефтепровода в траншею).
Возмещать ущерб животному миру нефтяники и не думают - «ни одной мышки не нашли», мол, нет основания платить компенсацию за ущерб животному и растительному миру на изгаженных 20 тысячах кв. метров и прилежащим к ним землях.
Генеральный директор пообещал, что теперь будет извещать глав районов о работах, что инспектора имеют право присутствовать, но пожелал, что не хотелось бы чтобы проверки, мешающие их работе, были постоянно. РИАЦЭМ могут присутстовать при начале проведения независимого контроля, которую ведет компания «Геоскан».
Метод исполнения резервных ниток пока не известен, проектная организация «Гипротрубопровод» проводит изыскания.
По вопросу страхования – застрахован ущерб третьим лицам, нефть, имущество компании, и всем этим занимается страховая компания ЗАО «Транснефть»
Пообещал 99 % качества ликвидации нефти.
Поступили следующие предложения и дополнения в резолюцию –
Депутат Губарев В.Н. – предложил рассмотреть причины, результаты аварии на самом высоком уровне.
Депутат Корнилова З.А. – отметила, что «оказывается, они врали, агитируя за мегапроекты», поскольку ВСТО дал такую аварию. А договора сотрудничества должны быть заключены со всеми администрациями районов по трассе ВСТО. Нужно выявить потенциально опасные места на трассе, должны быть использованы силы республики – «а то мы словно смотрим кино». Также отметила, что не дали слова общественности, а именно общественность должна вести независимый контроль.
Аммосов А.П. (ИФТПС) – нужен независимый контроль, нужно обеспечить участие в нем науки, госинспекции и общественных экологов.
Представитель СНГТС – ужесточить штрафные санкции, как это применяется к республиканским нефтегазовым компаниям.
Аммосов А.В. – убрать слово «микротоннель» в обсуждениях проектирования резервных ниток нефтепровода, это не подходит, и необходим только тоннельный вариант для резервных ниток.
Дмитриева В.И.(Коалиция «Наш дом Якутия») – необходимо продолжить работу по законопроекту о нефтяном загрязнении, общественность выражает недоверие и требует организацию независимой комиссии по мониторингу ликвидации последствий на федеральном уровне.
Лебедев М. (ИФТПС) – включить ИФТПС в исследования по анализу дефектов на ВСТО.
Атласов И.М.(Ассоциация эвенков РС(Я)) – подключить Институт биологических проблем криолитозоны для подсчета ущерба, допустить общественных экологов к проекту.
Чжан (Институт мерзлотоведения) – подключить к мониторингу за криогенными процессами на ВСТО Институт мерзлотоведения
Марфусалова А.Д.(Ассоциация КМНС) – поручить заказчикам остальных проектов КРЮЯ усилить надзор за проектированием и обеспечением экологической безопасности.
Депутат Морозкин А.П. – предложения включим, закон по нефти необходим, рассмотрим еще на следующем заседании