Масштабная авария на только что введённом в строй новом нефтепроводе «Восточная Сибирь - Тихий океан» свидетельствует о том, что в проекте допущены серьезные ошибки в части обеспечения экологической безопасности. WWF обеспокоен дальнейшим строительством нефтепровода в местах обитания амурского тигра.
20 января служба безопасности Ленского районного нефтепроводного управления ООО «Востокнефтепровод» при патрулировании нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» («ВСТО» обнаружила утечку нефтепродуктов. Нефтяное пятно было зафиксировано на поверхности земли на 1351 километре линейной части магистрального трубопровода, в 30 километрах от города Ленска.
По оценкам "Транснефти", объем разлива составляет 300 тонн, его длина - 2 километра, а ширина от 1 до 10 метров. Загрязнение снега и почвы зафиксировано на площади 20 тыс. квадратных метров, глубина нефтяного пятна от 2-10
см. По другим источникам, объем разлива может быть и больше.
В целях организации мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации проведено заседание Комитета по чрезвычайным ситуациям Ленского района, на котором принято решение о введении с 20 января на территории района режима ЧС для органов управления сил и средств Ленского звена территориальной подсистемы РСЧС. В настоящее время выяснением причин и обстоятельств происшествия занимаются природоохранная прокуратура и Росприроднадзор. На место аварии выехал Вице-Президент ОАО «Транснефть».
«Низкое качество проектных и строительных работ и материалов не должно было допускаться контролирующими органами еще на этапе проведения экспертиз проекта (в том числе и экологической), но «Транснефть», используя административный ресурс, протащила проект через экспертизы и лишь у Байкала и бухты Перевозной
общественность смогла противостоять их натиску и внести важные изменения в проект, - комментирует Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора. - Теперь мы можем уверенно сказать, что не зря «отгибали» трубу от Байкала и Земли Леопарда».
Вторая очередь ВСТО (от Сковородино к Тихому океану), к строительству которой приступает «Транснефть», будет пересекать ценнейшие с точки зрения биоразнообразия территории (р. Амур, местообитания амурского тигра и т.д). В связи с тем, что начало эксплуатации первой очереди ВСТО показала низкую экологическую безопасность проекта, WWF настаивает на проведении публичного анализа причин аварии и повторной экспертизы второй очереди с привлечением
всех заинтересованных сторон.
«Иначе в год Тигра мы можем преподнести ему очередной нефтеразлив», - добавляет Алексей Книжников.