Джим Айерс, Уит Шиерд
(4 декабря 2009 10:48:28)
Радужная картина промежуточных результатов оплаченных промышленностью исследований по ликвидации последствий нефтеразливов (Анкоридж Дэйли Ньюс, 17 ноября 2009) требует розовых очков, чтобы ее увидеть.
На основе результатов испытаний у берегов Норвегии, компания утверждает, что она смогла бы эффективно справиться с последствиями нефтеразливов у берегов Аляски. Одно испытание в благоприятных весенних условиях совсем не доказывает, что нефтяное пятно может быть собрано в суровых условиях Арктики, где ветра штормовой силы, перемешанные со льдом воды и полная темнота являются наиболее правдоподобными условиями.
Фактически, результаты промежуточных исследований Шелл, не прошедшие экспертную проверку, мало способствуют опровержению единодушного мнения Арктических наций о том, что ликвидация последствий нефтеразливов в условиях Арктики является «чрезвычайно трудной», «частичной» и «ненадежной или не проверявшейся на практике» (журнал «Оценка морских перевозок в Арктике»,2009, с. 138). Четыреста ученых выразили сходное мнение в своем недавнем письме в администрацию президента США.
Слишком много вопросов требует ответа до того, как мы передадим огромные области Северного Ледовитого океана, – одного из наиболее биологически чувствительных, быстро меняющихся и наименее изученных регионов планеты, – нефтяным компаниями с бюджетом в миллиарды долларов. Разлив нефти в Арктике станет природной катастрофой для белых медведей, китов и других морских животных, и может оказаться опустошающим для общин коренных народов, существование которых зависит от здоровья экосистем океана.
Так, чтобы остановить недавнюю утечку нефтепродуктов с нефтяной платформы в Тиморском море, потребовалось 74 дня; подсчитано, что в воду попали миллионы галлонов нефти. Средний разлив за день с береговых сооружений Северного Склона Аляски демонстрирует проблемы, возникающие в суровых арктических условиях. Продолжающиеся последствия нефтеразлива после аварии танкера «Эксон Валдиз», за который Эксон так никогда и не взял на себя полной ответственности и не возместил убытков в полном объеме, доказывают необходимость осторожного подхода и свидетельствуют о стойких нарушениях, происходящих при попадании нефти в море.
Наряду с риском нефтеразливов, бурение в море сопряжено и с другими рисками, такими как транспортировка инвазивных видов в балластных водах или на судах и буровых платформах, возрастающий риск постоянного загрязнения нефтью и другими поллютантами, повышенная вероятность столкновений судов с морскими млекопитающими, шумовое загрязнение от сейсморазведки, возросших морских перевозок и операций на платформах. Многое из этого уже происходит сейчас.
Обнадеживает тот факт, что нефтяная промышленность признает опасность нефтеразливов в Арктике и необходимость эффективных мер по их ликвидации. Эта необходимость в адекватном управлении рисками и в одновременном проведении всеобъемлющих исследований послужила основанием для создания менеджмент-плана по рыболовству в Арктике, недавно завершенного «рыбным» департаментом Национальной администрации по океану и атмосфере США (NOAA Fisheries).
Этот план закрывает Арктику для любого расширения коммерческого рыболовства, чтобы расширить научные исследования и усилить возможности информированной оценки рисков. Такой подход вызывает поддержку у рыбной промышленности, местного населения, ученых, активистов природоохранного движения и общественности в целом и является наглядным примером для других отраслей промышленности и производств, других федеральных агентств, - примером того, как можно делать «то, что правильно» в Арктике.
Вместо того, чтобы последовать этому примеру, Министерство внутренних дел США открыло 70 миллионов акров этих же самых арктических вод для сдачи в аренду для последующей нефтедобычи, и одобрило многочисленные планы бурения в акватории моря Бофорта, уже начиная с лета следующего года. Аналогичное решение может быть принято и в отношении Чукотского моря, несмотря на собственные исследования Министерства внутренних дел, предсказывающие обширные нефтеразливы после начала бурения на нефть.
Наше пристрастие к нефти уже является большим стрессом для Арктики, поскольку климатические изменения, вызванные выбросами углерода, приводят к таянию арктических льдов и повышению уровня кислотности океана. Мы не можем позволить ни усиления уже существующего пресса на Арктику, ни другого нефтеразлива, аналогичного Эксон Валдиз. Америка заслуживает подхода, основанного на здравых научных исследованиях, с размещением прошедших проверку систем ликвидации аварийных разливов на местах, прежде чем мы бросим на игральный стол Арктику, так же как мы это сделали в свое время с заливом Принца Уильяма.
Настало время для федеральных властей надавить на тормоза, вступить в целенаправленный диалог с общинами коренных народов, и поставить планы бурения в арктических морях «на паузу» до того момента, когда все заинтересованные стороны смогут провести всеобъемлющие исследования и разработать менеджмент-план для защиты этого живого и быстро меняющегося национального достояния.
Джим Айерс является вице-президентом международной организации «Oceana», усилия которой направлены на сохранение и восстановление мировых океанов.
Уит Шиерд является директором Аляскинской программы Тихоокеанского центра защиты окружающей среды и природных ресурсов (Pacific Environment), - нкоммерческой организации, усилия которой направлены на сохранение природы Пацифики.
http://www.adn.com/guestcolumns/webextra/story/1040877.html