Официальные представители British Petroleum (BP) считают, что ледяные пробки вызвали давление, которое привело к прорыву
Материалы подготовлены Лизой Демер
ldemer@adn.com
(8 декабря 2009, 22:40:24)
Должностные лица нашли 24-дюймовый зазубренный разрыв в трубопроводе, из которого 29 ноября начала выливаться нефть и пластовые воды, что привело к одному из крупнейших разливов сырой нефти в истории Северного Склона (Норт Слоуп -Арктическая низменность Аляски – прим. перевод.).
Полевой координатор от Департамента охраны окружающей среды Аляски Том ДеРайтер, сообщил во вторник, что разрыв в нижней части трубопровода был одним из самых больших, которые он когда-либо видел, и свидетельствует о чрезвычайно сильном давлении внутри трубопровода в момент, когда все это произошло.
Рабочие локализовали источник утечки в понедельник, после того как команды по ликвидации ЧС вывезли разлитую нефть и загрязненный снег, образовавшие на территории большое темное пятно.
Официальные представители говорят, что массивные ледяные пробки, которые образовались внутри трубы, вынудили компанию BP Exploration (Аляска) приостановить ее использование несколько недель назад. Затем давление нарастало до тех пор, пока не произошел прорыв, сообщают в BP.
"Похоже, что это было вызвано чрезмерным давлением внутри трубы, которое, мы думаем, связано с образованием льда – ледяными пробками, которые возникли на обеих сторонах участка разрыва», - говорит официальный представитель BP Стив Райнхарт.
Скорее всего, быстро формирующиеся ледяные пробки начали расти по направлению друг к другу, приводя к образованию области чрезмерного сдавливания между ними, - считает ДеРайтер.
"Когда это происходит на участке трубопровода, его разрывает с довольно впечатляющей силой, и образуется очень большая дыра."
Что касается конкретных обстоятельств, которые привели к случившемуся, - их еще предстоит выяснить, - говорит Райнхарт.
По приблизительным подсчетам масштабы нефтеразлива исчисляются 46 000 галлонов сырой нефти и пластовых вод, - маслянистой жидкости, выкачиваемой из скважины. В настоящее время утечка устранена. По сообщению официальных лиц работы по очистке продолжаются.
Восемнадцатидюймовый сборный нефтепровод предназначен для транспортировки смеси нефти, пластовых вод и природного газа от скважин к центру переработки в Лисбурне, где происходит сепарация. По данным ВР нефть составляет около 25% всех транспортируемых компонентов.
Этот участок нефтепровода шел в параллели и был подсоединен к трубе большего диаметра (24-дюйма), по которой также транспортировались нефтепродукты от тех же самых скважин к нефтеперерабатывающему центру, говорит Райнхарт. Но эта труба была временно перекрыта. Райнхарт говорит, что сейчас она снова работает.
Инженеры BP не считают, что другие участки трубопровода могут подвергнуться той же самой опасности, отмечает Райнхарт.
"Мы смотрели остальные участки трубопровода на предмет того, насколько они уязвимы в отношении произошедшего, и не думаем, что это где-то еще произойдет», - он говорит. BP осуществляет работы на большинстве месторождений Северного Склона самостоятельно, а также от имени других нефтяных компаний.
Восемнадцатидюймовый участок, на котором произошел разрыв, не имел собственных сенсоров для обнаружения изменений, таких как падение температуры; эти датчики были общими для обеих труб, - говорит Райнхарт. По его словам, эта пара имела единственное в своем роде такое сочетание.
"Мы проверили оставшиеся наши двойные линии, и все они оснащены сенсорами и сигнализацией, которая предупредит операторов, если условия будут изменяться», - говорит Райнхарт. «Эта пара была совершенно особенной в функционировании, и использовалась совместно."
Мэт Карр, полевой координатор от Агентства по охране окружающей среды, говорит, что парные трубы использовались практически как одна труба, что не является обычной практикой.
ЗАМЕРЗШИЙ ТРУБОПРОВОД
Большой разрыв в трубе контрастирует с маленькими дырочками, размером с мизинец или булавочное отверстие, которые образуются в результате коррозии, считает Карр. Должностные лица еще не проверяли трубу на предмет выяснения того, была ли коррозия тоже одним из факторов.
BP начали рентгеновский контроль отказавшего участка трубы 3 декабря, четыре дня спустя после обнаружения разлива, чтобы проверить наличие других ледяных пробок и оценить, насколько безопасно подойти к трубе бригаде по ликвидации ЧС. Они обнаружили, что в трубе полно льда, она была полностью перемерзшей. Длина одной ледяной пробки превышала четверть мили.
"Анализ первоначальных снимков показывает обширные ледяные пробки внутри 18-дюймовой трубы, длина одной из них составляет 1500 футов," – писалось в отчете о ситуации за неделю.
Ледяные пробки сдерживают любое остаточное давление, - отмечают должностные лица, -что, по их мнению, позволяет производить безопасно работы по очистке в непосредственной близости от трубы, - это до последнего времени оставалось под вопросом. В результате зона безопасности диаметром в 40 футов от места разрыва была снята, что открыло доступ к наиболее загрязненным участкам. Но тяжелая техника все-таки должна находиться на расстоянии не ближе 10 футов.
Бригады по ликвидации ЧС использовали различные методы очистки. Они использовали 4-х футовый пропариватель, чтобы растопить загрязненный снег, который потом отсасывался. Они промывали также место разлива теплой водой. Они использовали специальную технику с пониженным давлением в шинах, чтобы вывезти грязное месиво. Они строили ледяную дорогу для грузовиков, хотя погода время от времени была слишком теплой, что затрудняло работу ледяной дороги.
"Они постепенно все это ликвидируют,"- говорит Райнхарт.
Чиновники из Департамента окружающей среды собирали информацию о других крупных разливах, но по данным прошлых отчетов этот разлив представляется одним из самых крупных.
Самый большой разлив нефти произошел на Северном Склоне в 2006 году, когда вылилось более 200,000 галлонов сырой нефти из разъеденного коррозией участка трубопровода на месторождении Прудхо Бэй. Это повлекло за собой возбуждение уголовного дела в отношении BP, с выплатой $20 млн. убытков и тремя годами испытательного срока, который для компании еще не истек.