В преддверии пуска в эксплуатацию магистрального нефтепровода ВСТО-1 6 ноября 2009 г. в г. Олекминске прошло совещание по вопросу гарантий экологической безопасности при запуске в эксплуатацию участка ТС ВСТО Талакан-Сковородино.
Данное совещание существенно отличалось от подобных предыдущих встреч. Чем же? Во-первых, непосредственным организатором данного совещания стало предприятие ООО «Востокнефтепровод» (в дальнейшем сокращенно: ВНП), которое будет многие лета эксплуатировать данный объект. До сих пор подобные встречи организовывала головная организация АК «Транснефть» при содействии ее дочерней организации ЦУП «ВСТО», которая непосредственно построила данный объект. Во-вторых, сотрудники ВНП настойчиво обращались в нашу организацию с предложением принять участие в этом совещании. После чего мы ответили, что, как общественная организация, можем принять их предложение только в случае оплаты проезда в Олекминск нашего представителя, на что тут же получили гарантийное письмо о предоставлении нам такой возможности.
Итак, на совещание прибыли все соответствующие сотрудники ВНП, отвечающие за товарно-транспортные операции, промышленную и экологическую безопасность, а также за связи с общественностью. Характерно, что заявленные ранее в Повестке представители Ростехнадзора, а вкупе с ними Росприроднадзора и МЧС, проигнорировали приглашение ВНП. Проявили заинтересованность Министерство охраны природы РС (Я), направив на совещание ведущего специалиста Е.Н. Луцкан и Институт физико-технических проблем севера в лице д.т.н., профессора А.П. Аммосова.
Сотрудники ВНП очень подробно рассказали про использованные при строительстве ВСТО передовые технологии, сильно акцентируя на высокой стоимости использованных деталей и оборудования (прямо вот так: «вы получите шок, но стоимость герметичной задвижки доходит до сотен миллионов рублей!»), на поставленной на широкую ногу системе обучения своих сотрудников. В данной статье подробно эти аспекты освещать не будем, т.к. у нефтяных компаний есть сайты, на которых размещены многочисленные оды их техническим возможностям. Да и государственные СМИ много своих страниц посвящают позитивному PR-у мегапроектов, многочисленным плюсам для республики от стройки ВСТО, в отличие от статей, которые безнадежно предоставляют им общественные экологические организации по результатам общественного контроля за реализацией мегапроектов .
После выступлений было задано много вопросов, которые беспокоят местных жителей. На эти вопросы давались общие обтекаемые вопросы. Науку интересовало, на сколько подорожал проект из-за того, что в теплый период 2008 г. нефтяники не успели завершить переход нефтепровода через Лену. Ответил зам.генерального директора ЦУП ВСТО В.И. Ярцев: примерно на 30%. Тут нельзя не припомнить, что на предыдущей встрече, которую Транснефть организовала в Якутске в январе 2008 г. с широким участием науки и общественности, главный проектировщик ОАО ВНИИСТ А.Л. Вольдер на вопрос о стоимости тоннельного метода по сравнению с траншейным ответил, что разница составляет 30-40%. Таким образом, Транснефть потратила на раскопку траншеи по дну Лены, которая сопровождалась значительном загрязнением воды, донных осадков взрывами, земляными работами, огромным ущербом рыбным запасам столько же, сколько могла затратить на строительство тоннеля, который не затрагивает дна, не загрязняет воду, с точным учетом объемов земляных работ, которые в принципе затрудняют приписки объемов извлеченных пород. Интересно, проводится ли работа над такими ошибками в государственной компании Транснефть?
Заместителя главы Администрации Олекминского района Кузьмину обоснованно интересовал вопрос строительства резервной ветки и вопросы социальной политики компании ВТН. Также, как ранее и общественность на многочисленные письменные запросы, местная власть и тут не получила однозначного ответа по срокам строительства, тогда как начало эксплуатации вот уже на носу, в декабре 2009 г. Зам. Генерального директора ООО ВНП по товарно-транспортным операциям А.А. Киселев повторил мнение Транснефти, полученном в ответ на письменные запросы общественности, о том, что строительство резервной ветки решает коммерческую сторону проекта, что она необходима только для того, чтобы в случае предполагаемых аварий на переходе через реки можно было не останавливать прокачку нефти на продажу. Следовательно, нефтяники считают, что СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» разработан для обеспечения коммерческой стабильности нефтетранспортных организаций, а не для технической безопасности эксплуатации трубопроводов. Руководство Транснефти упорно не желает признать, что население республики требует прокладки будущей резервной ветки более экологичным и более безопасным способом для того, чтобы использовать его в качестве основного при последующей эксплуатации! А эту трубу, уложенную в траншею, держать в резерве. Под этим предложением летом 2008 г. подписалось более 20 тысяч человек в результате масштабной акции «Сохраним Лену!» Это же мнение отражено в рекомендациях Постановления Правительства РС (Я) от 22 августа 2008 г. Тем не менее, хотя компания и планирует выполнить требования СНиП, но вопрос о сроках проектирования резервной ветки нефтепровода остается открытым, как и способ, который выберет Транснефть.
Социальная политика компании Востокнефтепровод пока лежит в плоскости обеспечения жильем своих 48 сотрудников. Такой вывод можно сделать из ответа о строительстве двух 24-квартирных домов. Наверное, в Олекминске найдется 48 приезжих нефтяников из центральных районов России, которых нужно будет обеспечить жильем, поэтому каким образом это улучшит социальный климат в Олекминске, трудно представить. Также будет построен некий спортивный комплекс для сотрудников компании, но если позволит расписание, возможно местные жители смогут пользоваться его платными услугами. У местной власти есть надежда, что компания поможет финансами в организации крупных мероприятий района, о чем власти будут писать заранее челобитные, как договорились на этом совещании. Однако жителям хотелось бы более внятной политики взаимодействия с нефтяниками, которую можно разработать на плановой долгосрочной основе. Тем более, что на вопрос о том, сколько район заработал от ВСТО в свой бюджет в хлебный 2008-й год в период максимального количества работников, занятых на строительстве, и сколько заложено поступлений в последующие годы (как известно, бюджет сверстывается теперь на три года), первый зам. Главы Администрации района В.Н.Васильев сказал, что это небольшие цифры. Точные цифры так и не были озвучены, хотя до финансового отдела достаточно было обратиться с запросом в соседние кабинеты. Неужели такие постыдные по количеству цифры? На свой вопрос о возможности использования технологической дороги в просеке с ВСТО жителями района для поездок в Алдан В.Н. Васильев получил твердый отказ в связи с необходимостью обеспечения безопасности. Вот так бы на смерть стояли нефтяники для обеспечения экологической безопасности на всех участках этого строительства!
Подводя итоги данного мероприятия можно приветствовать инициативу Востокнефтепровода, демонстрирующего готовность на прямые встречи с общественностью, которая старается вести контроль за деятельностью промышленных корпораций в целях защиты интересов местных жителей, задает прямые вопросы, добивается выполнения природоохранных требований. Участники совещания подписали Протокол совещания, по итогам которого обозначили свое согласие на эксплуатацию ВСТО только при условии соблюдения необходимых мер и требований безопасной эксплуатации объектов магистрального нефтепровода и строительства резервной нитки на переходе р.Лена в соответствии с законодательством и рекомендациями Правительства РС(Я) (т.е. иным, не траншейным способом). Есть в решении данного совещания также пункт об организации информирования населения РС (Я) через СМИ и по запросам заинтересованной общественности о вводимых транспортных магистралях Транснефти.
А общественность, со своей стороны, планирует добиваться общественной инспекции вдоль трассы нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» после схода снежного покрова совместно с компанией ООО «Востокнефтепровод» и информировать население республики о том, как будет открыта новая страница в жизни Республики – предоставление своих исконных земель под транспортировку черного золота.
Дмитриева В.И.,
Координатор программ
Центра экологического просвещения РС (Я) «Эйгэ»