Эксперт И.Шкрадюк: В первом десятилетии 21 века в мире много говорили о ядерном ренессансе. Атомщики утверждали, что они извлекли уроки Чернобыля, новые АЭС безопасны и являются лучшим ответом на угрозу изменения климата. Фукусима положила конец этим надеждам, хотя ядерная отрасль продолжала говорить, что безуглеродной энергетики нужны АЭС.
В России ответственность человечества за изменение климата долго не признавали. Но Росатом сумел убедить первых лиц государства, что накопленный потенциал позволит ему стать мировым лидером в атомной энергетике и строить АЭС на экспорт.
Так и происходит. В уходящем 2018 году в мире начали строить четыре реактора, из них три российской конструкции, в том числе два за рубежом (в Турции и Бангладеш). Четвертый реактор строит у себя Южная Корея. В прошлом году было то же самое, только все три ВВЭРа были для зарубежных АЭС (два в Индии и один в Бангладеш).
Это успех на фоне 2016 года, когда все три начатые строительством реактора были китайскими (в том числе один в Пакистане) и 2015 года, когда из 8 начатых строек 7 были китайскими и один южнокорейский реактор в Эмиратах.
Вы обратили внимание, что Китай, занимающий первое место в мире по числу строящихся ядерных энергоблоков (11), перестал их строить? Последний ядерный реактор был заложен в Китае 2 года назад, 23 декабря 2016. Сейчас Китай лишь достраивает то, что было начато ранее. Из семи ядерных энергоблоков, запущенных в Китае в 2018 году, семь были начаты до Фукусимы.
Накануне Фукусимы в мире начался было бум строительства АЭС. В 2009 году 12 реакторов, в том числе 9 в Китае, в 2010 16, из них 10 в Китае. Каждый реактор стоил от 2 до 5 миллиардов долларов. И одновременно китайское правительство решило вложить сопоставимые деньги в строительство заводов солнечного кремния. В год Фукусимы Китай увеличил мощность солнечных электростанций в 4 с лишним раза. Цена солнечного кремния упала в 150 раз, прирост солнечной энергетики в мире увеличился. В 2017 году совокупная мощность солнечной энергетики мира сравнялась с мощностью ядерной энергетики (почти 400 гигаватт), в самом Китае за год ввод солнечных электростанций превысил всю до того построенную ядерную энергетику. Цена АЭС растет, а солнечных электростанций падает. Китай производит более 90% солнечных батарей в мире. Он абсолютный лидер в солнечной отрасли, чего не сможет добиться в ядерной энергетике.
На этом фоне Китаю невыгодно вкладывать в ядерную энергетику. Это стратегически бесперспективно. Примерно как строить паровозы. Можно ожидать, что он достроит 11 энергоблоков и на этом остановится. Вслед за солнечной энергетикой Китай хочет стать мировым лидером в строительстве глобальной сети линий электропередач.
А Росатом будет продолжать строить лучшие в мире паровозы…