Жители Невельска не согласились с выделением земельного участка под новый угольный терминал
Вечером 25 марта 2016 г. в Невельске, в доме культуры им. Невельского состоялась встреча жителей города с мэром Владимиром Паком и руководством угледобывающего предприятия "Горняк-1" и стивидорной компании "Горняк-2", арендующей в Невельском морском порту три причала, через которые ведется отгрузка угля на морские суда.
Темой весьма непростого разговора стало выделение земельного участка площадью 28 000 кв. м на южной окраине города под строительство нового угольного терминала мощностью 2,5 млн тонн в год, что почти в 7 раз больше объема угля, отгруженного через Невельский порт в 2015 году.
Открывая встречу, мэр Невельска сообщил, что у него уже лежит 2,5 тысячи подписей невельчан против выделения земельного участка под строительства терминала в выбранном месте. "Если вы сегодня выскажетесь категорически против, то я на вашей стороне и не дам им землю" – заверил Владимир Пак своих избирателей.
Гендиректор ООО "Горняк-2" Дмитрий Курбатов рассказал о проекте угольного терминала стоимость в 5 миллиардов рублей. На площадке шириной 200 х 750 метров (основную часть которой планируется отсыпать в море, занимая полосу берега шириной лишь 4 метра) будут размещены железнодорожный тупик и открытые угольные склады, а также вагоноопрокидыватель и судовой конвейерный погрузчик закрытого типа. Доставка угля с открытых разрезов Невельского района будет идти автотранспортом, с месторождений северной части Сахалина - по железной дороге. Потребуются масштабные дноуглубительные работы и завоз 665 000 кубометров грунта для отсыпки площадки. Д. Курбатов также описал преимущества реализации проекта для жителей района – помимо налогов, новых рабочих мест и оживления экономики это также вынос складов угля и погрузочных работ из Невельского порта и закрытие угольных складов в поселке Лопатино (что улучшит экологическую обстановку в городе), передача трех угольных причалов под базирование судов прибрежного лова и строительство марины (яхтенной стоянки), выделение 150 млн. рублей на экологические мероприятия.
Гендиректор ООО "Горняк-1" Алексей Цмоканич отметил, что в разрабатываемом сейчас Лопатинском разрезе запасы угля составляют не более 3 млн. тонн. Правда есть еще ряд потенциальных участков, однако даже вместе с ними угля в районе хватит максимум на 5 лет добычи.
Мэр Невельского района В. Пак отметил, что предлагаемый терминал может стать настоящим двигателем возрождения Невельского порта, который, благодаря проведенной угольщиками модернизации, сможет также переваливать грузы для шельфовых нефтегазовых проектов, подключиться к северному завозу и стать центром судоремонта, а в будущем – и получить статус свободного порта.
В последовавшей затем дискуссии невельчане обрушили целую лавину критики на головы инициаторов проекта. Они поставили им в вину и всепроникающую угольную пыль, и загаженные их предприятиями реки, и потоки тяжелых самосвалов на улицах города, постоянно нарушающих правила дорожного движения, и разбитые ими дороги и мосты, и заливший мазутом весь берег танкер "Надежда", и массу невыполненных обещаний. "Даже после землетрясения наш город не был таким грязным, а дороги – такими разбитыми, как после начала работ "Горняка" по перегрузке угля" – в сердцах заявила одна из выступающих, а зал поддержал ее аплодисментами.
Многие заявляли, что уже не верят никаким обещаниям угольщиков и опасаются, что строительство угольного терминала резко ухудшит экологическую обстановку в городе и его окрестностях, и так уже испорченную силами ООО "Горняк-1". Люди также высказывали большую озабоченность изъятием из пользования важной для города зоны отдыха, угрозой загрязнения морского прибрежья и лежбища сивучей, которое будет находиться менее чем в 3 км от нового терминала.
В итоге участники встречи решили не соглашаться с выделением земельного участка, но дать обоим "Горнякам" 3 месяца на выполнение ряда условий, сформулированных тут же при помощи мэра Владимира Пака. Это комплекс конкретных мероприятий по сокращению загрязнения угольной пылью, улучшения ситуации на угольных складах в поселке Лопатино, приведения в порядок разбитых дорог и лопатинского путепровода (виадука), очистки загрязненных рек. Одновременно с этим городские власти совместно с угольными компаниями изучат и представят на суд общественности ряд альтернативных вариантов размещения терминала.
Мэр заверил граждан, что все эти требования будут зафиксированы в резолюции, которую администрация городского округа опубликует на своем сайте и вместе с горожанами будет следить за ее выполнением. Было решено через три месяца собраться снова, обсудить выполнение резолюции, но к вопросу выделения земельного участка для строительства угольного терминала переходить только если требования общественности будут выполнены.