НОВОСТИ
О НАС
ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИТОГИ
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
ПАРТНЕРЫ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

Наша миссия:

Формирование экологического мировоззрения у населения, реализации экологических образовательных
и исследовательских программ,
поддержка общественных инициатив для устойчивого развития гражданского общества
в Республике Саха (Якутия)


Строительство ВС-ТО в Южной Якутии – самая опасная стройка России


ИА SakhaNews. Строительство южно-якутского участка нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" начато в апреле 2006года. Генподрядчик «Краснодарстройтрансгаз» - на основании договоров подряда привлек на строительство трубопровода ряд предприятий субподрядчиков, в числе которых оказалась и и китайская компания СРР (China Petroleum Pipeline Bureau). Срок сдачи ею 170 км трубопровода наступает 15 апреля нынешнего года.

Накануне этой даты корреспонденты редакции газеты «Просто Нюрка» побывали на участке «Огоньор», и вот, что рассказала об увиденном ИА SakhaNews журналист Лариса Кошкина:

- Доехав до Хатыми, мы свернули направо, и километров через пятнадцать оказались перед шлагбаумом, преградившим въезд в рабочий поселок китайских строителей. Едва успели притормозить, как шлагбаум перед нами открылся, и мы преспокойно проследовали дальше на территорию так называемого «технологического коридора» - зону строительства трассы нефтепровода шириной метров около пятидесяти.

Прокладка нефтепровода идет полным ходом: прорыта траншея, но не на всю длину трассы, а отрезками, ведутся сварочные работы.

По проекту, прокладка трубопровода должна производиться подземным способом – укладываться в траншею глубиной около трех метров и шириной по низу 1,8 метра. Однако, на некоторых участках мы наблюдали картину, когда труба уже сварена в нитку длиной в несколько километров, но не уложена в траншеи. По отметкам на трубах можно судить, что они лежат таким образом на поверхности от пяти до двух месяцев!

На фото зафиксирован отрезок трубы, который успел выгнуться дугой от тяжести собственного веса в несколько сот тонн… Причем, изгиб трубы довольно большой. Как эта труба поведет себя в процессе эксплуатации, остается только догадываться …

Вероятно, уже сваренные трубы долго ждут укладки в траншею из-за проблем со скальным грунтом: строители не успевают прорывать траншеи в скальных породах да плюс ко всему – вечная мерзлота. Техника с трудом рыхлит тяжело поддающуюся плоть поверхности земли.

Строителям приходится закрывать уже сваренные между собой трубы досками, и рядом – буквально в полутора-двух метрах - производить взрывы, чтобы дать возможность экскаватором вырыть траншею. В результате взрывных работ трубе достается ой-ей-ей как - обломки камней подземных скал бьются о трубу, рвут ее гидроизоляционную обшивку. А ведь гидроизоляция трубы, по которой будут идти тонны нефти, – это «линия обороны»! Но китайские умельцы находят выход. Мы видели, как они с помощью газовых горелок лепили на трубу «заплатки». Этот момент хорошо запечатлен на фото, и читатели могут видеть, как это происходит. Поразительно, не правда ли?.. Ведь сами трубы для нефтепровода – это святая святых. При их изготовлении предусмотрен комплекс мер, позволяющих снизить до минимума вероятность негативного воздействия нефтепровода на окружающую среду. Трубы должны укладываться в траншею исключительно в заводской изоляции.

За сорок лет на территории Якутии зафиксировано 30000 землетрясений, 50 из них относятся к категории катастрофических. Трясет и в Нерюнгринском районе. Так, в поселке Хани в 2006 году было землетрясение силой до 8,4 балла. И в 2007-м, и в нынешнем, 2008-м, землетрясения также фиксировались – и все это недалеко от трубопровода!

Учитывая рельефные особенности территории, «Транснефть» предусмотрела усиление «подушки» из песка, или, как ее еще называют, «постели» вокруг залегания трубопровода. На каждый метр трубопровода по проекту необходимо использовать около трех кубометров песка. Причем, песок должен быть с частицами фракций не более пяти миллиметров.Балластный слой с песком, который насыпают в траншею, и уплотняют. Слой песка должен быть минимум 200 мм толщиной. Только после этого прокладывается труба.

В северных климатических условиях песок необходим еще и потому, что при эксплуатации нефтяной трубы будет нарушаться состояние многолетнемерзлых пород, усилятся процессы протаивания и пучения. Температура транспортировки нефти, как правило, бывает от +28 градусов тепла. Плюс ко всему сейсмичность нашей территории, наличие карстовых образований, которые в сочетании с хрупким состоянием мерзлых пород могут привести к катастрофическим процессам.

Что же мы увидели в реальности, побывав на участке Огоньор?

Лишь на небольшом отрезке мы увидели трубу, лежащую на песчаной постели. В основном же труба уложена прямо на дно траншеи без всякого дренажа, прямо на обломки камней после взрывных и копательных работ. Видели мы, чем китайцы засыпают трубу. Это грунты, состоящие из суглинка и скалистых камней. А ведь суглинок опасен для трубы тем, что легко сжимается и размывается грунтовыми водами, но мало того, он и поднимается, пучится при минусовой температуре.

В доказательство, что это так и есть, мы провели фото и видеосъемку. Ясно видно, как лежит труба в траншее, чем она засыпана, есть ли у нее песчаная постель. Глядя на все это безобразие, становится по-настоящему страшно! Только представьте себе возможные размеры ущерба, если где-то на трубе в результате трения произойдет разлив нефти! Стоимость такой «профилактики», как засыпка подушки из песка, несравнимо ниже потерь на «лечение»…

Рабочее давление нефтепровода ВС-ТО предполагается в сто атмосфер, при диаметре трубы 1220 мм и при мощности более девяти тонн нефти в час. Задвижки, с помощью которых будет производиться регулировка, расположены через 25 км. Как показывает практика, аварийные службы, в лучшем случае, могут попасть на место аварии в течение двух-трех часов, так что за это время выльется большое количество нефти. И представьте себе, труба не имеющая «постели» из песка, который мог бы в случае аварии впитать в себя нефть, отдаст все в недра земли. И что станет тогда с южноякутской природой, с её богатейшими минеральными водами, бурными речками, красивыми ландшафтами и чистейшим воздухом?

По контракту, китайская компания СРР обязана закупать песок, который должен соответствовать по качеству установленным требованиям, быть сертифицирован, у сторонних организаций. Однако же вдоль трассы мы увидели множество мест, где нашу землицу поковыряли ковши китайских экскаваторов. Буквально недалеко от рабочего поселка китайских строителей обнаружили небольшой карьер, прямо в устье ручья Сухого. И еще вдоль трассы есть небольшие карьеры, где китайцы черпали грунт, а потом засыпали их остатками деревьев и корней и прочей смесью, оставшейся от порубочных работ, когда другие субподрядчики валили лес под просеку. Следуя дальше, мы увидели и действующий карьер. Экскаватор загружал китайский самосвал комками глинистого грунта с камнями, рядом работал бульдозер.

Что происходит? Мы проследили за траекторией движения самосвала, и стало ясно, что эта груженая масса предназначена для засыпки трубопровода ВС-ТО. Ничего себе! Какую «мягкую постельку» нашей нефтяной трубе российские друзья из Поднебесной стелют…

А как же обязательства по контракту – где песок? Вопрос этот, оказывается, весьма интересный, и уходит он не только в нарушение технологии строительства трубопровода ВС-ТО, а еще и в дебри российского законодательства – нарушение закона о недрах. Да и наши якутские народные депутаты год назад приняли Положение «О порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых или участками недр местного значения, использованными для цели строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории РС Я)» - это Положение за № 2119-III Ил Тумэн принял 16 марта 2007 года.

По этим правовым документам китайская компания не должна копать наши недра в полосе отвода трубопровода. Эта земля в аренде на период строительства у ООО «Востокнефтепровод», чей головной офис находится в г. Братске. Это дочернее предприятие «Транснефти». Как планируется, в будущем именно эта организация будет эксплуатировать нефтепровод ВСТО. От источника, близкого «ПН», нам стало известно, что китайцы не имеют никаких разрешительных документов на недропользование на территории Южной Якутии. Но китайцы копают! Тысячами кубометров!..

Кто должен за это нести ответственность? Китайцы, возможно, не знают, что нарушают наши законы. Да и у нас они временно: приехали- уехали… Но ведь есть генподрядчик - «Краснодарстройтрансгаз»! Он осуществляет технадзор и должен следить за всем. Кстати, по ходу следования вдоль трубопровода, нам встретились двое мужчин в куртках с надписями «технадзор». Выходит, китайцы незаконно копают, засыпают трубу незнамо чем, а они смотрят?.. И мер никаких не принимают? А, может, от того так происходит, что «надзиратели» эти сами не местные, они тоже к нам с других мест приехали? Главное, трубу скорее в срок построить, а там…

От того же источника «ПН» стало известно, что еще в январе нынешнего года вопросами нарушения законодательства о недрах со стороны китайских строителей ВС-ТО заинтересовались правоохранительные органы. Была проведена проверка, запрошены документы в ЦУП ВС-ТО, что находится в Ангарске. К тому же, на 17 апреля намечена плановая проверка и со стороны федеральной службы Роспироднадзора по РС (Я). Так что к теме «преступлений и наказаний» на ВС-ТО мы еще вернемся.

Путешествуя вдоль укладки трубопровода на участке Огоньор, мы столкнулись еще с рядом нарушений экологических требований.

На фото можно увидеть кучи - остатки от срубленных деревьев, дерн, кустарники, что остались после расчистки просеки под трассу трубопровода. Эти отходы просто сгребли бульдозером в кучу длиной в десятки километров, и все это лежит вдоль почти всей трассы. По правилам, остатки древесины должны утилизироваться – сжигаться до наступления пожароопасного периода, при этом дерн обязаны размещать отдельно и затем использовать для рекультивации. Но лесорубы давно ушли с участка, а кучи так и остались лежать.

Сегодня необходимо срочно ликвидировать эти отходы. С начала мая сжигать их будет уже нельзя. Если же ничего не делать, с наступлением лета в остатках древесины, в корнях срубленных деревьев заведутся жуки-короеды, и нашей и без того хрупкой природе будет нанесен такой урон, что на много лет хватит расхлебывать эти последствия.

Газета «Просто Нюрка» призывает экологов подключиться к решению этого вопроса. Не будет преувеличением сказать, что с приходом нефтепровода природе Южной Якутии угрожает неминуемая опасность. И если не устранить увиденные нами нарушения, последствия могут быть приумножены.

Пора спросить ответственную сторону – «Краснодарстройтрансгаз»: почему стали возможны столь многочисленные нарушения? Почему не соблюдаются специальные нормы проектирования и строительства ВС-ТО, содержащие целый ряд положений, обусловленных беспрецедентной сложностью трассы Восточной магистрали? почему генподрядчик на эти нормы закрывает глаза?

Полное недоумение хочется выразить и в адрес Управления Ростехнадзора РФ (Федаральная служба экологического, технологического и атомного надзора России). Проект ВС-ТО прошел государственную экологическую экспертизу в Ростехнадзоре и положительное заключение утверждено приказом этой федеральной госструктуры, оно имеет юридическую силу. В республике есть свое Управление Ростехнадзора по РС(Я), и в г. Нерюнгри тоже существует целый отдел со штатом сотрудников. Почему же они не следят за соблюдением условий, которые сами же утвердили?

Хочется обратить внимание и главы Нерюнгринского района Владимира Кожевникова, и президента Вячеслава Штырова на эти проблемы. В других регионах за нарушение законов недропользования и экологических норм строго наказывают, готовят материалы, административные дела доводят до судов, в том числе на нефтяников. А у нас предпочитают все это не замечать?

Наше ближайшее знакомство со стройкой века создает впечатление, что она, к сожалению, может явиться самой опасной в экологическом смысле стройкой России.

Фото предоставлено ИА SakhaNews редакцией газеты "Просто Нюрка".

16.04.2008

Назад

   
2008 © by Elven
Адрес: г. Якутск, ул. Кулаковского, 12, кв. 71
E-mail: ,