Проект GREEN - это программа, объединяющая детей, изучающих водные экосистемы, с местным населением. По этой программе дети вникают в деятельность людей наряду с определением качества местных водоемов.
Дети работают в районе водосборного бассейна группами по различным направлениям этого проекта.
Дети используют также сеть ИНТЕРНЕТ. Данные детей собираются, дети анализируют эту информацию, разрабатывают действия после изучения: восстановление, юридические вопросы охраны воды. Дети должны научиться работать вместе с обществом, а не воевать с ним.
В проекте работают 46 стран. Имеются координаторы во всех этих странах. Собрали координаторов в Бразилии, чтобы они могли проводить маленькие конференции в своих странах. После этого прошли Национальные конференции по проекту GREEN в Японии и Африке.
Результаты проекта:
- дети часто обнаруживают какие-либо загрязнения, например, нефть или фосфаты, отрабатывают экологические проблемы с местным руководством. Так были приняты меры по ликвидации разливов нефти, принято было решение не использовать мыло в технологии;
- проинформировали о результатах своих исследований Правительство и работали над улучшением состояния окружающей среды;
- улучшили экологическое образование детей.
Что в программе:
- определение 9 основных тестов качества воды, таких, как растворенный кислород, нитраты, фосфаты, общая минерализация, изменение температуры, БПК, мутность, аммиак, рН;
- гидробиологические исследования;
- методы исследования рек с помощью "глаз и носа";
- стандартные методы обработки информации.
Почему многие заинтересованы в развитии ГРИН?
Наверно, это связано с тем, что 80 % болезней в мире происходит из-за плохого качества воды. Люди, живущие в конце ХХ-го века, глубоко осознали связь между загрязнением воды и показателями здоровья населения. Свыше 4 млн. детей до 5 лет ежегодно погибают в странах третьего мира от загрязнения вод. Это больше, чем общее количество смертей всех возрастных уровней от всех причин в Европе и Северной Америке, вместе взятых. В развитых странах развитие диарреи из-за грязной воды не характерно, но в развивающихся странах эта болезнь убивает людей больше, чем рак. Хотя на Бразильской конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. много говорилось о глобальном потеплении, озоновых дырах и вымирающих редких видах, очень слабо обсуждался тот факт, что в странах третьего мира ежегодно 7,8 млн. бедных умирает от того, что они пьют и чем дышат.
В 1993 году ГРИН стала некоммерческой организацией, целью которой является совершенствование образования путем развития международной сети по поддержке исследований водосборов. Реакция на ГРИН в мире была феноменальной, число ее участников перевалило за тысячи. В 46 странах есть координаторы Программы ГРИН, во многих странах выделено государственное финансирование на закупку оборудования и снабжение материалами.
Реакция на проект ГРИН по всему миру показала, что образовательные системы во всех странах готовы включить в свои учебные курсы предметы, связанные с реальной жизнью и активным обучением школьников.
Например, в Германии во всех школах ученики изучают ГРИН, и сейчас там создана единая сеть школьного мониторинга всех озер и рек. Именно в Германии и Австралии сформированы обширные государственные сети для связи между собой участников проекта. В Израиле изучение рек включили в государственную школьную программу для старших классов. В США школьные программы по изучению водосборов организованы во всех штатах, многие школы занимаются водным мониторингом независимо.
ГРИН надеется, что сегодня, когда мир испытывает серьезные экологические проблемы, проект поможет наладить конструктивные связи между культурами и народами.
На всех экологических форумах республики, как годичные совещания Министерства охраны природы РС (Я), региональные конференции и семинары-совещания, I-й съезд охраны природы РС (Я), признано, что в Республике Саха приоритетной задачей является обеспечение населения качественной питьевой водой. Однако в связи с экономическим кризисом все соответствующие программы в последние годы были свернуты, население осталось лицом к лицу со своими нерешенными экологическими проблемами. В этот период необходимо было привлечение внимания широкой общественности к вопросам качества питьевых водоемов, вовлечения государственных природоохранных и властных структур к повсеместному решению вопросов обеспечения населения качественной питьевой водой.
Центр экологического просвещения РС (Я) "Эйгэ" в 1998 г. начал реализацию проекта по внедрению ГРИН в Якутии.
В сельской Якутии не существует водопроводов, нет канализации и очистных сооружений, которые очищали бы источники питьевой воды от патогенных организмов. Мы занимаем лидирующее место в России по заболеванию жителей Якутии дизентерией и гепатитом. Возможно, поэтому ГРИН находит понимание у населения, и, в целом, начал свое шествие по Якутии успешно: в улусах Центральной Якутии начала действовать сеть детских экологических объединений, возглавляемых учителями, обученными на наших семинарах: Мегино-Кангаласском, Амгинском, Чурапчинском, Усть-Алданском, Хангаласском, Намском, Горном, Олекминском, пригородах и г.Якутске. Более 20 групп, в которых более 150 детей, изучают близлежащие водоемы.
По данным, собранным неугомонными ГРИНовцами, в ЦЭП "Эйгэ" создан компьютерный банк данных качества водоемов, используемых населением для питья. Во многих населенных пунктах ребята со своими руководителями уже реально работают с населением, оздоравливая свои реки и озера.